Сначала несколько слов не о сбитом «Боинге», а в целом об опросах. Когда-то давно, еще когда ученые-гуманитарии не считались дармоедами, подлежащими сокращению, один доктор социологических наук объяснил мне профессиональную мудрость. Мы работали с ним в избирательном штабе кандидата в губернаторы, шансы на победу были 50/50, и очень важно было выяснить реальную картину настроений избирателей. Сделать это, кстати, гораздо сложнее, чем провести манипулятивный опрос и затем использовать в пропаганде завышенный рейтинг. «Реальный» опрос гораздо ценнее. Ибо, как говорил тот профессор, политик, принимающий решения на основе недостоверных опросов, подобен водителю, ведущему машину с завязанными глазами: «Ему говорят — езжай быстрее, дорога ровная и прямая, а на самом деле впереди могут быть крутые повороты и обрывы…
Вот поэтому-то и удивил недавний опрос Левада-Центра по поводу сбитого Боинга. Сам вопрос и «меню ответов» сформулированы там очень странно. Вот как у них получилось:
СЛЫШАЛИ ЛИ ВЫ О КРУШЕНИИ 17 ИЮЛЯ МАЛАЗИЙСКОГО САМОЛЕТА В НЕБЕ НАД УКРАИНОЙ, И ЕСЛИ ДА, ПОЧЕМУ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПОГИБ ЭТОТ САМОЛЕТ?
(возможны несколько вариантов ответа)
- Его сбил зенитно-ракетный комплекс украинской армии – 46%
- Его сбил самолет украинской армии – 36 %
- Его сбили донбасские ополченцы – 3 %
- В результате теракта на борту самолета – 2%
- В результате технических неполадок самолета – 1 %
- В результате ошибки пилота – 1 %
- Его сбили российские военные – 1 %
- Другое – 6 %
- Ничего не слышал(а) об этом – 1 %
- Затрудняюсь ответить, почему погиб самолет – 16 %
Что тут надо сразу отметить? Когда проводится научный опрос, очень важно корректно сформулировать «меню» ответов на вопрос. Нельзя одновременно спрашивать, «кто сбил самолет?» и «чем сбил?». Это смешение разных тем запутывает реальную картину мнений. И тем более ее запутывает возможность одновременно выбрать несколько вариантов ответов (весьма характерна при этом полученная общая сумма — 113%). При изучении «меню» становится понятно, что многие из респондентов, обвиняющих украинскую сторону, скорее всего, выбрали одновременно и первый, и второй варианты ответа (по сути это одно и то же в ответе на вопрос «кто?»).
Странно, зачем так сделали профессиональные социологи. Впрочем, характер интерпретации этого опроса в заголовках СМИ снимает сомнения. Вот, например, как пишут некоторые издания: «Левада-Центр: 82 процента опрошенных россиян винят Украину в крушении малайзийского «Боинга». То есть, они просто, ничтоже сумняшеся, приплюсовали 36% к 46%… В российском обществе действительно сейчас довольно много людей, без особых рассуждений винящих во всем Украину. И все же, если бы вопрос был сформулирован корректнее, может быть, цифры были бы несколько иные.
Ну, а как расценить эти «82 процента россиян» — как искажение уже искаженных результатов? Такого много сейчас на фоне «информационной войны». Всем все по разные стороны «фронта» заранее ясно. И политиков, принимающих решения, постоянно подталкивают: «Гоните быстрее, дорога ровная и прямая!». А на самом деле впереди могут быть крутые повороты и обрывы.