Прочтите последние заголовки в деловой прессе, в основном в Коммерсанте и Ведомостях: Фонды рублевых активов не боятся. Приток иностранных инвестиций в Россию продолжается, Банк России не ожидает резких колебаний рубля в 2015 году, курс евро к рублю обновил минимум с декабря 2014 года, курс доллара упал ниже 60 рублей, евро на минимуме за 10 недель.
А теперь взгляните на курсы валют. В январе доллар стоил 68 рублей, сейчас уже 60. Рубль укрепился на 12%. У вас не создается впечатление, что худшее позади? Экономика постепенно восстанавливается, и нас ждет оптимистичное будущее?
Однако, если внимательно проанализировать доступную статистику, можно заметить интересные факты. Во-первых, международные резервы Банка России на начало января составляли 385,5 млрд долларов, а на начало марта — 360,2 млрд долларов. Банк России выбросил на валютный рынок 25,3 млрд долларов, сократив резервы на 7% всего за 2 месяца! Банк объясняет сокращение резервов тем, что проводит валютные РЕПО с банками. Разница с валютными интервенциями заключается в том, что во время интервенций резервы продаются, а во время операций РЕПО выдаются в кредит.
Из этого можно сделать два предположения. Либо Банк России ожидает, что ситуация в скором времени резко улучшится, и банки смогут вернуть ему валюту. Возможно, цены на нефть вырастут, санкции отменятся, валюта появится из каких-то иных источников, например, из Китая. Либо же под операциями РЕПО скрывается просто перевод внешней валютной задолженности банков во внутреннюю рублевую, что фактически может рассматриваться как приватизация международных резервов.
Во-вторых, приток иностранных инвестиций за тот же период составил 450 млн долларов. Это в 56 раз меньше, чем отток золотовалютных резервов из Центрального Банка! Можно ли всерьез говорить о том, что фонды рублевых активов не боятся?
В-третьих, задолженность банков перед Центральным Банком выросла с 7,26 трлн рублей до 8,40 трлн за аналогичный период, то есть на 15%. Ситуация стабильна и под контролем, но надолго ли?
Вопрос заключается в том, что произойдет, когда банкам придет время возвращать валютные кредиты. Можно ли будет избежать еще одной девальвации, если внешняя конъюнктура не изменится? Конечно, Центральный Банк может пойти на встречу банкам и рефинансировать валютную задолженность, либо выдав новые кредиты, либо переведя их в рублевые. Но как долго Центральный Банк сможет продолжать удерживать рубль и брать на себя оплату внешних частных долгов?
Вряд ли золото и требования к МВФ будут использованы Центральным Банком для стабилизации банковской системы. Если из валютных резервов Банка России вычесть золотые резервы и позицию в МВФ, в распоряжении Центрального Банка остается только 313,43 млрд долларов. При сохранении темпов сокращения резервов на уровне 12-13 млрд долларов в месяц, уже через 2 года Центральный Банк РФ не сможет оказать существенное влияние на курс национальной валюты. Однако за два года санкции могут быть отменены, и нефть может вырасти в цене.