Недавно на РИФ’е 2012 прошло баттл-шоу с участием Игоря Щеголева и Ильи Массуха на тему «Государственные услуги» в секции «Куда движется российский интернет?». Я выступала «ЗА» антимонополию Ростелекома, гражданские проекты, открытое API и сокращение бюджетов на разработку.
Тему e-government в России можно свести к известному вопросу Чеширского кота Алисе: «Иди и все равно куда-нибудь придешь». В мире доминируют две модели развития электронного правительства: сингапурская и эстонская. Первая – это масштабная государственная программа, рассчитанная на десятилетия, с четким регулированием и единым центром компетенций, в то время как эстонская модель базируется на теории малых дел. А как же обстоят дела у нас?
Федеральная целевая программа «Электронная Россия», ныне именуемая Информационным обществом, действовала с 2002 по 2010 годы. Основными задачами программы были развитие информационных технологий, создание электронного правительства и переход на оказание услуг в электронном виде. Изначальный бюджет составлял 77,179 млрд рублей, но в 2006 году он был сокращен до 32 млрд рублей. Минкомсвязь и Ростелеком заключили государственные контракты на суммы свыше 2 млрд рублей.
С момента завершения «Электронной России» в 2010 году реализуется программа «Информационное общество» с бюджетом 88,001 млрд рублей. Единственным исполнителем мероприятий стал Ростелеком. Эстония на свой проект электронного правительства (с населением около 1,2 млн человек) потратила 1,5 млрд долларов, в то время как Сингапур (с населением в 5 млн) инвестировал 15 млрд долларов.
В России существует острый вопрос доверия к тому, что делается в сфере электронного правительства. Именно вопрос доверия к власти следует решать с помощью электронного правительства, однако нынешняя ситуация только усугубляет проблему. Яркий пример – выборы и веб-камеры. Логика программы электронного правительства заключается в улучшении взаимодействия между обществом и властью. Логично, что граждане должны иметь возможность выбирать: подать документы через Интернет или стоять в очереди в госучреждении, сообщить о яме на дороге или самостоятельно обходить ЖЭКи, записаться к врачу, не выходя из дома.
В обсуждениях часто поднималась польза «Электронной России» для лиц с ограниченными возможностями. Также велись дискуссии о взаимодействии бизнеса и власти: от электронных счетов фактур до электронной подписи. Хорошо, что электронная подпись все-таки была принята. Понятно, почему прокуратура активно интересуется Ростелекомом. Совершенно загадочны разговоры о том, что разработчики не предоставляют цен, а министерства не знают этих цен, потому что не мониторят рынок. Все данные открыты, и их можно изучить.
Теперь о структуре реализации: кто за что отвечает. Например, Ростелеком как монополист отвечает за создание инфраструктуры электронного правительства и формирование национальной платформы «облачных» вычислений. Однако кто фактически является менеджером проекта? Простым языком, текущая задача электронного правительства заключается в предоставлении государственных услуг по принципу одного окна. Срок реализации этой задачи уже был сдвинут на три месяца (до 1 октября 2011 года) для федеральных органов и на год (до 1 июля 2012 года) для региональных и муниципальных.
Фактически это должно действовать так: вы приходите за документом, и данный орган власти не имеет права требовать от вас дополнительные сведения и бумаги, а обязан запросить их у других госорганов, которые уже владеют этой информацией о вас. Это должно привести к снижению затрат на взаимодействие с госорганами, а также к улучшению экономического положения, так как ваше время не будет тратиться впустую. Однако у нас, наоборот, плодятся комиссии и подкомиссии.
В сети существует страница spravkinet, где публикуются результаты еженедельного мониторинга готовности органов государственной власти к переходу на электронное межведомственное взаимодействие. Возникает вопрос: почему она была создана, когда все сроки реализаций уже прошли?
Задачи для реализации в сфере электронного правительства до конца 2015 года включают:
- Создание единой системы контроля исполнения поручений госслужащих.
- Создание единой системы документооборота государственных служб и введение системы отслеживания гражданами состояния их документов.
- Завершение законодательных и нормативных мер, направленных на полную легализацию использования ИКТ.
- Введение системы регистрации бизнеса за 18 минут, как в Эстонии.
- Сокращение расходов на сервисы электронного правительства путем открытого вовлечения бизнеса.
- Реформа принципов закупок и оплаты проектов информатизации и внедрения новых технологий.
- Назначение национальных CIO и CTO для координации использования новых технологий.
- Создание Министерства IT с четко определенными полномочиями.
- Проведение конкурса проектов на основе государственных данных с целью создания приложений, полезных для общества.
