Победа Украинской революции в Киеве в 2014 году стала толчком к внешней агрессии России. «Оккупированный» вооруженными людьми без опознавательных знаков Крым перестал подчиняться украинским властям. Подготовка аннексии Крыма Россией близится к завершению, а аналогичный сценарий разворачивается и в восточных регионах Украины. О результатах спецоперации по аннексии части территории Украины можно лишь гадать. Негативные политические и экономические последствия для России невозможно просчитать до полного завершения Российско-Украинского кризиса. С большой вероятностью можно предположить, что российские власти смогут аннексировать не только Крым, но и восточные регионы Украины. Возможно, восстановится граница, проходившая по Украине в 13-14 веках и включавшая русские княжества, по линии: Курск — Сумы — Черкассы — Брацлав — Черновцы. Эта линия стала условной границей европейской цивилизации и азиатской.
Важно понять, можем ли мы хоть как-то повлиять на эту кризисную ситуацию. После Олимпиады 24 февраля 2014 года 7 фигурантов «болотного дела» получили реальные сроки заключения, а 426 человек были задержаны полицией во время несогласованной акции в поддержку осужденных. 2 марта, после несогласованных властями митингов в Москве под лозунгом «нет войне», полиция арестовала более 360 человек. Таким образом, авторитарная система власти трансформировалась в диктатуру.
Диктатурой часто именуют режим власти одного лица или группы лиц, не ограниченный нормами законодательства и не сдерживаемый общественными или политическими институтами. В условиях диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, однако их влияние сводится к минимуму. Общественные деятели поспешили приравнять «путинизм» к фашизму. Общие черты действительно существуют: открытая диктатура и насильственные методы подавления инакомыслия, корпоративизм, милитаризм. Однако фашизм характеризуется вмешательством государства во все сферы жизни, радикальным национализмом и шовинизмом. Фашизм и сталинизм — это тоталитарные режимы, а «путинизм» представляет собой обычную диктатуру.
Какие остаются возможности сопротивления диктатуре? В феврале 2014 года российская власть завершила разгром «революционного» крыла оппозиции. Лидер партии «Левый фронт» Сергей Удальцов уже больше года находится под домашним арестом. Лидер партии «Партия прогресса» Алексей Навальный также находится под домашним арестом. Закончило свое существование КСО, а один из лидеров ОГФ и движения «Солидарность» Гарри Каспаров уехал из России. В связи с установлением полицейского режима Борис Акунин призвал к временному отказу от уличных акций. Лидером «революционного» крыла остается Борис Немцов, однако после ухода Владимира Рыжкова партия РПР-Парнас значительно ослабела.
Несмотря на то что по показателю узнаваемости Немцов находится на 4-м месте после Жириновского, Зюганова и Прохорова, по индексу доверия он занимает последнее место среди 10 наиболее известных оппозиционных политиков. «Реформистское» крыло оппозиции стало преобладающим, представленное партиями «Яблоко», «Гражданская платформа» Михаила Прохорова, а также Вячеславом Рыжковым и Геннадием Гудковым. В 2013 году была создана партия «Гражданская инициатива» Алексея Нечаева. Однако в условиях диктатуры парламентские методы борьбы значительно ограничены.
Это отчетливо продемонстрировало единогласное голосование членов Совета Федерации за ввод войск на территорию Украины 1 марта в ответ на обращение Владимира Путина об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно-политической ситуации в этой стране. В медиа-пространстве, за редким исключением, господствует пропагандистская машина Кремля. Наиболее эффективными институтами гражданского сопротивления становятся общественные организации и движения за права человека, испытанные во времена СССР. Именно гражданские активисты выходили на митинги 24 февраля, 2 марта и организуют «Марш мира» 15 марта 2014 года.
Общественное мнение во многом зависит от гражданской позиции российской интеллигенции. Активная гражданская позиция всегда была в лучших традициях русской интеллигенции. Отрадно видеть, как эту традицию поддерживают такие деятели, как Александр Сокуров, Юрий Шевчук, Андрей Макаревич, Борис Акунин, Дмитрий Быков и Виктор Шендерович.