Оппозиция российской власти может получить юридические основания для начала процедуры отрешения Президента РФ от должности ещё до 2018 года. В условиях существующей правоохранительной и судебной систем все обвинения Владимира Путина в противоправных действиях, таких как узурпация власти, остаются голословными и не могут быть юридически закреплены. Тем не менее, действия Президента России в Украине могут быть оценены с точки зрения международного законодательства, и результаты такой оценки могут быть использованы и внутри страны.
Например, возможны следующие шаги:
- По инициативе Украины может быть создана авторитетная международная комиссия под эгидой ООН или ОБСЕ, задача которой будет заключаться в установлении:
- являются ли «отряды самообороны», блокирующие стратегические объекты на территории Украины (в Крыму), российскими войсками;
- можно ли квалифицировать действия этих отрядов и Черноморского ВМФ России (например, стрельба в воздух и угроза стрельбы по ногам украинских военнослужащих у базы ВВС Украины, блокада штаба ВМФ Украины в Севастополе, вооружённый захват пограничного пункта в Керчи, блокирование украинских кораблей) как военную агрессию.
- Если российские войска действительно присутствуют и если это является актом агрессии, то появляются основания для обвинения Президента России в соответствии с частью первой статьи 353 Уголовного Кодекса России, касающейся планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны. УК России также предусматривает ответственность за неоконченное преступление, что относится к категории особо тяжких.
- Государственная Дума ФС России, согласно статье 93 Конституции, может сформировать специальную комиссию. На основе выводов международной комиссии будет подготовлено заключение. При подтверждении наличия в действиях Президента признаков преступления, не менее одной трети депутатов Государственной Думы могут инициировать выдвижение обвинения. Решение об этом должно быть принято двумя третями голосов в каждой палате.
- Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в совершении тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии признаков преступления и Конституционного Суда о соблюдении порядка выдвижения обвинения.
Фактические основания для постановки вопроса об отрешении Президента могут быть различными, включая авторитарный стиль правления, социально-экономическую политику и национальную политику. Это не значит, что это обязательно должно быть реализовано или что это возможно в текущих условиях власти. Тем не менее, рассматриваемая ситуация является потенциальной возможностью, зависящей от общественных настроений, ситуации в стране и состава будущей Государственной Думы.