Ничто не ново в подлунном мире. Нынешняя крымская авантюра по основным критериям, как две капли воды, копирует историю столетней давности, случившуюся на Балканском полуострове между двумя некогда братскими православными народами. Такое количество прямых проекций смыслов, исторических аналогий, общности состояний умов порождает чувство коллективного дежавю. В данном случае у нас есть возможность заглянуть в исторические источники и узнать, что может произойти дальше.
Великая Болгария, 1913 год. На Балканах существует Балканский союз из Сербии, Черногории, Греции и Болгарии, только что одержавший победу над Турцией и расширивший свои границы за ее счет. Региональной сверхдержавой является Болгария, территория которой превышает территорию Сербии почти в два раза, а армия является крупнейшей в регионе, по численности превышающей армии Сербии, Черногории и Греции вместе взятые, с мощнейшей артиллерией, значительно пополненной турецкими трофеями. По итогам недавней войны Болгария получила самый большой кусок турецкой территории и выход в Адриатическое море.
Положение несколько омрачено возникающими между союзниками спорами относительно принадлежности Македонии с пестрым населением. Однако Сербия и Болгария соглашаются передать этот вопрос на арбитраж Русского царя. И, вероятно, Болгария надолго бы закрепила статус региональной сверхдержавы, если бы не одно «но». Умами овладевает истерия. В газетах печатаются карты времен Симеона Великого (9-10 век н.э.) и Ивана Асен II (13 век н.э.), по которым большая часть Балкан – «исконно болгарские земли», а Сербия представляется недогосударством – окраиной Великой Болгарии.
Робкие апелляции к реальности о том, что за прошедшие десяток веков ситуация, мягко говоря, несколько изменилась, тонут в истошных криках «НишНаш!» Патриотический великодержавный раж активно раздувается двором Фердинанда I, который решает укрепить свою личную власть. Пока сербы готовятся к урегулированию вопросов дипломатическим путем в Петербурге, Фердинанд I решает, что раз у него самая крупная армия на Балканах, то почему бы не указать этим «недосербам» их место и не отжать у них всю Македонию и еще чего-нибудь в придачу. Братоубийственная война? Общество уже готово, газеты постарались.
29 июня 1913 года в 3 часа утра болгарские войска без объявления войны переходят в наступление на македонском участке границы. Первое время болгарам сопутствует удача благодаря фактору неожиданности. Соседи некоторое время пребывают в шоке. Вскоре создается коалиция, в которую, помимо Греции, ранее договорившейся о союзе с Сербией, входят Черногория, Румыния и даже Турция. Болгарская армия вскоре терпит позорные поражения.
Обиженная Болгария оказывается в изоляции. Россия, ранее явно сочувствовавшая и покровительствовавшая Болгарии, не вмешивается напрямую в конфликт, но на дипломатическом уровне поддерживает антиболгарскую коалицию. Болгария становится страной-изгоем, а ее недавние союзники по национально-освободительной борьбе становятся злейшими врагами. Причиной этого является не столько факт развязывания войны, сколько то, что нападение совершено на ближайшего союзника, брошен вызов России – стране, покровительствовавшей Болгарии.
Это воспринимается в дипломатических кругах и обществом как совершенно недопустимое поведение, идущее против всех существующих норм международных отношений. За Болгарию некому заступиться, она изолирована, чем моментально воспользовались победители. По итогам войны турки возвращают себе город Эдирне с округой, Румыния приращивает кусок Добруджи, а самые большие территории отходят Греции – Южная часть Македонии с населением в 1,3 миллиона человек и Сербии – Восточная часть Македонии с населением в 1,5 миллиона человек.
Страна-изгой переживает кризис и вынуждена присоединиться к Центральным державам в Первой мировой войне, после поражения в которой теряет еще 11 тысяч квадратных километров территории и выход в Эгейское море. Региональной сверхдержавой на Балканах по итогам Первой мировой войны становится Югославия, а Болгария, сильно урезанная, уже никогда не возродит статус доминирующей державы, навсегда прощаясь с былым величием. От великой до обиженной страны всего один шаг. Болгарский народ заплатил сполна за то, что поддержал параноика Фердинанда I, когда тот отдавал приказ стрелять в братьев-сербов.
Русскому народу в данном контексте проще. Есть назидательный пример, помимо телевизора, у большинства доступен Интернет, что позволяет разобраться в происходящем, извлечь уроки и принять решения. Было бы желание.