Михаил Аншаков: Повестка дня оппозиции составлена в Кремле до 2024 года

Если вспомнить основные события в развитии протестного движения с конца 2011 года, можно заметить, что в оппозиционной среде сформировались различные, часто противоположные оценки каждого из них. Однако анализ этих событий в совокупности позволяет прийти к очевидным выводам о причинах кризиса организованного протеста.

Подъем протестного движения произошел на рубеже 2011-2012 годов, когда на улицы Москвы выходили по сто тысяч человек, выразивших свое недовольство фальсификациями на выборах и отсутствием политических свобод. Эта невиданная ранее цифра, безусловно, сначала напугала власти, но оппозиция не смогла воспользоваться ситуацией.

Скоро Кремль отошел от первоначального шока и стал действовать в новых условиях, стремясь направить стихийную протестную активность в контролируемое русло. Используя отработанные приемы манипуляции общественным мнением через подконтрольные СМИ, с середины 2012 года для протестного движения была сформирована новая повестка дня. Началась раскрутка пула тщательно отобранных «лидеров оппозиции» и оппозиционных проектов, призванных переключить внимание и канализировать протест.

На медиа-холдинги и СМИ, приближенные к Кремлю, легла основная нагрузка: Издательский дом «Коммерсант», «Газпром-Медиа», РБК, телеканал «Дождь» сформировали основные тренды, которым вынуждены были следовать другие игроки на медиа-рынке. Так называемым «прокремлевским СМИ» была отведена вспомогательная роль в раскрутке отобранных «лидеров оппозиции».

В течение лета 2012 года оппозиции разрешили провести выборы в собственный Координационный совет. Идея была подана с большой помпой, как надежда на появление легитимного политического органа, призванного вести переговоры с властью или разработать программу по ее смене. Оппозиционный актив с энтузиазмом воспринял эту идею, и вся протестная активность была перенаправлена на формирование этого органа. Как следствие, количество уличных протестов резко сократилось.

Несколько месяцев прошли в жарких спорах о том, кто будет эффективнее работать в Координационном совете: Ксения Собчак, Дмитрий Быков, Михаил Гельфанд, Максим Кац или другие «оппозиционные» лидеры. Осенью 2012 года КС сформировался в предсказуемом составе. Вплоть до весны 2013 года оппозиционная общественность ждала от Координационного совета активных действий, однако произошло всё с точностью наоборот. КС не предпринял никаких активных шагов для координации, стимулирования или расширения протестной активности, а в большинстве случаев тормозил её.

Когда стало очевидно, что надежда на КС не оправдывается, Кремль решил запустить новый проект – объявить выборы мэра Москвы, тем самым перенаправив энергию протеста в контролируемое русло. Из пула «лидеров оппозиции» были выбраны кандидаты, которые охватят весь спектр протестных сил, им была оказана организационная и финансовая помощь для ведения избирательных кампаний.

Все лишние и неуправляемые кандидаты были отсеяны на этапе регистрации, расчистив пространство для «управляемого« протеста. Результат выборов был заранее предсказуем, но тем не менее летом 2013 года протестный актив будет снова занят.

Осенью 2013 года Управление по внутренней политике Администрации президента запланировало выборы в «обновленный» Координационный совет по новой схеме. Новизна была необходима для реанимации бренда, а чтобы не смешивать выборы мэра с выборами в Координационный совет, последние решили отодвинуть по срокам. С начала зимы 2013 до конца весны 2014 оппозиционная общественность снова ждала от «кардинально обновленного» Координационного совета ярких свершений, однако, кроме нескольких акций, ничего не произошло.

В это время приближались выборы в Московскую Городскую Думу осенью 2014 года, ради которых, вероятно, опять освободят некоторых оппозиционеров. Все лето 2014 года протестный актив будет под контролем, выпуская пар в контролируемом направлении.

Таким образом, в Управлении по внутренней политике Администрации президента расписали повестку дня для оппозиции вплоть до 2024 года, разработали сценарии и назначили действующих лиц.

Сейчас в Кремле, вероятно, считают, что победа одержана, и протест поставлен под контроль. Но это ошибка. Да, власти удалось завербовать значительное количество перебежчиков и двойных агентов, однако победа – это лишь временное явление.

Нужно стать более разборчивыми в выборе лидеров, требовательнее и недоверчивее. Мы приобрели ценный опыт, и, несмотря на усилия Кремля, протестное движение продолжает расти. Количество активных граждан, участвующих в оппозиционной деятельности, только увеличивается, и мы становимся решительнее.

Репрессивная машина ограничена в своих возможностях, и на тех, кого отправляют за решетку, всегда найдется замена. Этот режим обречен. Его существование основано на обогащении узкой группы лиц, а не на благосостоянии народа. Власти не могут предложить народу ничего, кроме манипуляций через СМИ.

Мы можем противостоять этому, если научимся сопротивляться манипуляциям и предложим народу привлекательные условия нового общественного договора. Чтобы донести это до народа и начать эффективную борьбу, необходимо расширить социальную базу оппозиции, создать широкую сетевую структуру из активистов.

Только так, не уповая на одного нового кумира, мы сможем добиться перемен. Пора объединяться и действовать, ведь сейчас, когда протестное движение приобрело ценный опыт, настало самое время.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы