Оппозиция: гламурно, дорого, бездарно. Координационный совет оппозиции намерен собрать 100 миллионов рублей с протестного сообщества для совместного телепроекта журналиста Леонида Парфенова и телеканала «Дождь», принадлежащего члену КС оппозиции Александру Винокурову. Производство программы со скромным названием «Парфенов» обойдется в 2 миллиона рублей за одну программу, как сообщил Дмитрий Гудков, другой член КС.
Ничего не имею против самого Парфенова, которого сборщики средств называют «брендом». Бренды, конечно, бывают дорогими и очень дорогими. Потребитель иногда готов платить за ярлык, даже если за углом товар с тем же качеством в 10 раз дешевле. Но нужно ли сейчас оппозиции так много дорогих брендов? И действительно ли единственное спасение — скинуться и приобрести дорогостоящий и престижный бренд, когда недостаточно средств на оплату адвокатов для заключенных по Болотному делу и помощи семьям, когда десятки других политзаключенных по менее громким делам вовсе не мечтают о помощи?
Саша Сотник, например, без сбора миллионов создал качественный видеоканал и завоевал приличную аудиторию. Десятки гражданских журналистов на голом энтузиазме сами снимают и монтируют видеоролики, которые расходятся по социальным сетям и набирают сотни тысяч просмотров. Если действительно соберут немного средств для их поддержки, возможно, скоро мы увидим десятки новых талантливых «Парфеновых», не избалованных миллионными гонорарами, что сделает их ближе и понятнее той среде, для которой они работают.
Еще один интересный аспект данной инициативы — это конечный выгодоприобретатель телеканал «Дождь», а точнее его владелец и бывший владелец банкротящегося банка Александр Винокуров. До выборов в КС его фамилия в основном упоминалась в связи со скандалом, связанным с процедурой банкротства банка «КИТ-Финанс». Тогда за санацией банка занялся Алексей Кудрин, и на его финансовое оздоровление государство выделило 135 миллиардов рублей. После спасения банк был продан «РЖД», что также сопровождалось скандалом. Эксперты охарактеризовали сделку с покупкой госкомпанией банка с огромной отрицательной стоимостью активов как дикость.
Позже выяснилось, что Винокуров перед продажей банка вывел активы, оставив у себя закрытый ПИФ «КИТ Фортис — Фонд ипотеки». Эти действия вызвали еще один скандал. С таким послужным списком обычно берут на руководящие посты в <текст> без конкурса, но каким-то образом ловкий банкир стал номером 23 в рейтинге главных оппозиционеров на выборах в КС. Итак, банкир, через руки которого совсем недавно прошло 135 миллиардов государственных субсидий, не может или не хочет сам профинансировать телепроект собственного телеканала и просит скинуться всем нам.
Конечно, 100 миллионов на фоне 135 миллиардов — это пустяк. Боюсь представить, сколько миллионов будет собирать КС, если деньги вдруг понадобятся лидеру «оппозиции» Ксюше Собчак. За Навального больше спокоен, у него есть надежные спонсоры из «Альфа-групп». Но мне кажется, что Винокуров и Парфенов ошиблись с выбором аудитории и моментом для обращения. Даже если они нуждаются в деньгах, это вовсе не означает, что им нет альтернативы, что их нельзя заменить, что они уникальны.
Конкуренция — вот что жизненно необходимо протестному движению и журналистской среде. Именно политической конкуренции боится Координационный совет, который защищает свои насиженные места на медийной оппозиционной трибуне, уходя в глухую оборону от протестного сообщества. Конкуренция гражданской журналистики и блоггеров — это то, чего боятся маститые нафталиновые акулы пера и микрофона.
Дорогие мои «лидеры» оппозиции, золотые мои бывшие владельцы лопнувших банков и «бывшие» управляющие активами олигархических структур, опомнитесь! Ваш закрытый гламурный клуб, в который вы превратили КС оппозиции, заслуживает премии «Дарвина» за самый бездарный способ самоубийства организованного протеста. Уверен, если бы КСом руководил Вячеслав Володин или кто-то из его помощников, они справились бы с задачей слива протеста хуже вас. Тут не сто миллионов надо искать, а свою совесть, забытую на банкете в Кремле или в буфете мэрии при покупке вискаря.
