23 сентября 2011 года Верховный суд России отменил выходные дни в Башкирии во время мусульманских праздников курбан-байрам и ураза-байрам. Таким образом, был удовлетворен иск жителя Уфы по фамилии Дулов, который считает, что его права на труд были нарушены на религиозной основе. Похоже, этот человек действительно является трудоголиком и сильно переживает из-за того, что ему приходится проводить главные религиозные мусульманские праздники дома. Видимо, ему было тяжело и по другим праздникам, таким как воскресенья, Первомай и 8 марта. Но если с этими выходными он как-то смирился, то отмена курбана и уразы окончательно его вывела из себя.
Мысли и побуждения Дулова, безусловно, остаются загадкой. Надеюсь, что теперь, после решения Верховного суда, он испытал облегчение. Меня же удивляет само решение суда. Чем они руководствовались? Неужели не предвидели возмущение тех, кто отмечает эти праздники, когда принято приглашать соседей, родственников и друзей, ходить в гости с подарками, либо просто собираться в кругу семьи и навещать могилы родных? Эти традиции существовали давно, и даже в Советском Союзе, когда официально не отмечались религиозные праздники, у мусульман было заведено готовить праздничные блюда в курбан и уразу, а также раздавать подаяние.
С момента объявления этих праздников выходными с 1992 года прошло почти 20 лет, и люди уже привыкли, так что любое изменение в этом вопросе вызовет, если не возмущение, то, по крайней мере, непонимание. Предвидит ли Верховный суд подобные иски от мусульман Башкирии относительно 7 января? Если праздник православный может быть выходным, а мусульманский — нет, то не противоречит ли это 14 статье Конституции, утверждающей, что Российская Федерация является светским государством?
Кстати, выходные в уразу и байрам были для всех, а не только для мусульман. Мне кажется, что после такого решения мусульмане, живущие рядом с церквями, тоже получили право подавать подобные иски. В дни празднования Рождества и Пасхи они слышат колокольный звон и сталкиваются с шумом крестных ходов. Разве это не нарушает их конституционного права на отдых?
Мои знакомые татары, живущие рядом с Рождество-Богородицким храмом в Уфе, всегда радовались тому, что могли слушать церковные колокола на православные праздники. Будут ли эти колокола теперь вызывать у них такое же восхищение? Сложно сказать. А как быть с Татарстаном? Им тоже отменят выходные в уразу и курбан? Если нет, то почему им можно, а нам — нельзя? Про Северный Кавказ даже говорить не буду.
В Верховном суде работают, безусловно, умные люди, и я уверен, что их решение юридически обосновано, но неужели нельзя было решить вопрос иначе, особенно когда дело касается межнациональных отношений и религиозных чувств?
В заключение, предлагаю объявить 23 сентября праздником и назвать его Днем торжества закона над разумом. И, конечно, этот праздник должен быть выходным днем. Очень хочется чем-то досадить этому «славному» Дулову.