Накануне Россия вместе с Великобританией, Португалией и Индией была вычеркнута из германского списка «областей с вариантами коронавируса». Россия была перенесена в другую группу не только потому, что и в Германии штамм «дельта» уже стал самым распространенным. Скорее, немцы сомневаются в теории «дельты» в России. Директор института вирусологии больницы «Шарите» профессор Кристиан Дростен заявил: «Я вообще не уверен, вызвано ли высокое число новых заражений в России прежде всего вариантом «дельта». Или же причина этого – низкая активность мер по ограничению контактов, которых там не было уже продолжительное время, а также относительно низкое сопровождение этих мер вакцинацией».
Немецкие ученые также выражают сомнения в официальных данных о пандемии, которыми Россия снабжает Всемирную организацию здравоохранения. Поэтому страна перенесена во вторую по опасности группу «области с высоким количеством заражений». В эту категорию входят страны с более 200 случаев на 100 тысяч человек за неделю или с недостоверными данными. В России официально около ста заражений на сто тысяч за неделю, но в Германии никто не верит в эти цифры.
Ранее издание New York Times публиковало сведения о повышенной смертности за год, в соответствии с которыми Россия оказалась на первом месте в мире и даже на 27% обошла США. Это исследование учтено немецкими экспертами. Видимо, миф о штамме «дельта» помог российскому руководству немного признаться в том, что страна все же не вполне победила коронавирус, что оправдало введение QR-кодов и обязательной вакцинации. Однако этих мер уже недостаточно для того, чтобы остановить пандемию. По оценкам немецких ученых, начинать борьбу с пандемией в России уже слишком поздно.
Ранее директор эпидемиологического института имени Роберта Коха профессор Лотар Вилер сказал, что замедлить распространение коронавируса без контактных ограничений, так называемых «public health measures», невозможно. Глава германского Совета по этике профессор Алена Бюкс отметила, что победить коронавирус без жесткого локдауна нельзя, но она не станет осуждать никого за не принятые вовремя меры. «В настоящих условиях для этого требуется большое мужество и решимость». Возможно, Россия живет без ограничений уже больше года именно потому, что этих качеств ее политикам не хватает?
Ставка на вакцинацию и популяционный иммунитет не работает. В новом исследовании института имени Коха говорится, что для достижения массового иммунитета с учетом штамма «дельта» необходимо привить 85% населения. Ранее осени этого достичь невозможно, тогда как в Германии уже вакцинировано более 40% населения полностью и почти 60% одной дозой. Стоит посчитать, сколько для этого нужно России.
Германская стратегия «ограничительные меры, вакцинация, тестирование» увенчалась успехом. Сейчас количество инфекций в Германии упало до 900 в день, уровень заражений составил 5 на 100 тысяч человек за неделю, а коэффициент R не поднимается выше единицы. Несмотря на это, ученые рекомендуют сохранять бдительность. Массовая вакцинация началась в Германии в конце декабря 2020 года, однако до конца апреля страна пережила жесткий локдаун. Это означало закрытие всех развлекательных и гастрономических заведений, промтоварных магазинов и торговых центров, а также контактные ограничения в частных домашних хозяйствах и запрет массовых мероприятий, включая свадьбы и похороны.
Кроме того, в Германии действовал строгий масочный режим во всех общественных местах. Маски высокой степени защиты FFP2 были и остаются обязательными, и их носят практически все. В Москве я видела их всего три раза. Почему в России люди не осознают опасности коронавируса? Новое исследование медиков университета в Майнце показало, что даже во время вакцинации остается риск для всего населения. Директор института клинической эпидемиологии профессор Филипп Вильд подчеркивает, что важнейшими превентивными мерами остаются дистанция и маски. Он также выступает за дальнейшее систематическое тестирование, включая привитых граждан.
Хотя риск передачи инфекции привитыми мал, он все же сохраняется. В результате исследований выяснили, что более 42% граждан не знали о том, что были переносчиками вируса. С помощью быстрых антигенных тестов можно контролировать развитие пандемии. Именно они помогли в Германии открыть школы в конце апреля, а также стали основой для посещения парикмахерских, косметических салонов и промтоварных магазинов. Все быстрые тесты оплачиваются государством. Немецкие ученые считают анализы на антитела бессмысленными, так как на них не следует тратить время и ресурсы.
В России же анализы на антитела – главный инструмент борьбы с коронавирусом. Один из аргументов против локдауна в стране – предотвращение экономического коллапса. Однако ученые-экономисты мюнхенского института ifo оспаривают «тезис целевого конфликта между здоровьем и экономикой». Исследования показывают, что «меры по быстрому преодолению и подавлению пандемии не приводят к падению экономического развития, а наоборот, могут способствовать его оздоровлению». Экономический спад в основном объясняется «несдерживаемым локальным процессом пандемии». Без жестких ограничительных мер потребление значительно сокращается.
Исследования ifo также указывают, что отмена ограничительных мер в Германии в октябре и ноябре 2020 года привела к большому количеству жертв и ощутимому экономическому ущербу во время пандемии. Экономисты приходят к выводу, что «в среднесрочной перспективе экономически выгодно снизить количество заражений через защитные меры и временно ограниченную экономическую активность». Оптимальная экономическая стратегия предполагает «стабильность достигнутой пандемической ситуации, предполагая снятие ограничений», поскольку «из-за слишком быстрых послаблений грозит новое повышение заражений, что может привести к значительным экономическим потерям».
Вопрос остается: почему в России локдаун исключен? Почему никто не носит маски? Почему вместо быстрых антигенных тестов на предприятиях делают тесты на антитела? Почему ставка лишь на вакцинацию? Мы сами против себя? Против своей экономики, своего народа? Против науки? Против жизни?