«Преображенский: Послушайте, что же вы делаете с этими убитыми котами? Шариков: На польты пойдут! Из них белок делать будут» М. Булгаков «Собачье сердце». Кажется, нет ничего общего между диалогом Шарикова и Преображенского и вопросом озеленения Северо-западной хорды. Как в случае с кошачьими шкурами, которые будут выданы за беличьи, так и озеленение на вылетных магистралях окажется лишь фиговым листом. Оно не компенсирует даже половины уничтоженных зеленых насаждений вдоль этих магистралей.
Во-первых, восстановлению подлежит лишь небольшая часть вырубленных деревьев. Во-вторых, молодые саженцы рискуют никогда не вырасти в полноценные деревья. Не секрет, что вместо удобрений деревья вдоль дорог засыпаются снегом с реагентами. Нельзя называть озеленением цветы-однолетки, о которых в панике заговорили представители мэрии Москвы. Они лишь способ распорядиться бюджетом, а толку от таких цветочков, растущих в горшках, почти нет.
Про лианы и петуньи стали рассказывать, чтобы успокоить жителей. В 2013 году в Москве проходили регулярные пикеты и митинги против строительства Северо-западной хорды в трех районах столицы. На голубом глазу глава Департамента строительства заявил, что «проектно-сметную документацию по Алабяно-Балтийскому тоннелю потерял обанкротившийся подрядчик», сославшись на «Космос». Как в анекдоте про шарики: «один сломал, другой потерял». Поэтому открытие тоннеля постоянно откладывалось, обещания звучали, но результата не было.
На одной улице Народного ополчения вырубили целый лес — официально 825 деревьев и 1450 кустарников. В качестве компенсации обещали всего 129 каштанов и немного кустарников. 20 апреля 2013 года стал одним из черных дней в жизни многих. Жители стали свидетелями уничтожения своей улицы, воспринимая это как вандализм и надругательство над народной памятью. Под топор пошла вся зеленая изгородь у памятника генералу Берзарину и аллея памяти Народных ополченцев, высаженная ветеранами много лет назад.
Шок охватил и жителей Большой академической, и Витебской улиц. Последние были настолько активны, что дважды перекрывали движение в знак протеста. Столичные чиновники, испугавшись народных волнений, начали выполнять обещания Депстроя об озеленении с маразматической ретивостью, даже не начав строить. Пиар автобана под окнами проваливался, активистам удалось сорвать фальшивый митинг «За СЗХ», куда собирались согнать работников торговых точек района.
Не удался и хитрый опрос общественного мнения «Мы, в целом за СЗХ, но с озеленением». Проплаченных собирателей голосов просто выгнали возмущенные москвичи, а в прессе появились репортажи о сборах подписей за деньги. Удивительно, но в конце весны 2013 года вырубленную улицу начали унавоживать черноземом, хотя уже через месяц мимо проходили огромные котлованы и траншеи под коммуникации. Рубка деревьев происходила без учета, так как три шикарных полувековых липы у переезда на Берзарина и ряд кустарников тоже спилили.
Для чего? Чтобы на месте этих лип высадить пять молодых липок и 27 кустиков сирени. Когда «космическая» ложа во главе с Чеботаревым пришла с лопатами на сквер сажать липы, никто из них не ожидал увидеть меня с фотоаппаратом. Очевидцы говорят, что Чеботарев, лишившись должности в НПО «Космос», бродит по коридорам одной из компаний, имеющей отношение к Метрострою. Судьба благоволила мне, я всегда оказывалась рядом, когда что-то происходило на стройке СЗХ.
Ресурс «Инфо-центра Северо-западной хорды» закрывался под напором обращений граждан. Сначала перестал отвечать Twitter, затем и сама компания «Космос» растворилась в астрале, оставив обезображенные улицы. Удивительно, что до сих пор не слышно о судебных исках от московской мэрии к НПО «Космос». Однако с приходом на Народное ополчение «Мостотреста», безумие только укрепилось. Там, где спилили-высадили липы, снова пришли люди с пилами и уничтожили еще четыре полувековых красавицы.
Где логика? Ее нет. Просто тупое исполнение приказов. Обнаружили деревья — и снова пошли рубить. Плевать, что на этом месте уже провели «компенсационные посадки». Порубочные билеты из Департамента природопользования теперь получать не нужно. Об этом мне сообщил инспектор из ДПиООС. Никакого ответа из ДПиООС на обращение о том, куда увезли деревья с Народного ополчения, предназначенные для пересадки, так и не пришло. Я постараюсь выяснить этот вопрос с помощью депутатов Госдумы, посмотрим, что ответит ведомство Кульбачевского.
Впервые про озеленение заговорили в 2012 году. «Известия» обещали, что «арки и решетки с цветами и лианами могут появиться вдоль вылетных магистралей». Обещания о озеленении Северо-западной хорды звучали множество раз. Во что же превращается городская улица на самом деле — это тема отдельного разговора. На данный момент на асфальт хорды на Большой академической улице высыпаются тонны земли. Началось все в ночи, группа КАМАЗов свозила торф и чернозем целый день.
Не о таком ли тотальном озеленении говорили Собянин, Бирюков и Хуснуллин? В этом приступе озеленения уже нет места для шуток. Здесь не нужно крутить пальцем у виска, а следует вызывать полицию и обращаться в прокуратуру. То, что происходит на наших глазах, — настоящее безумие. Следом за самосвалами с землей пришли люди в оранжевых жилетах и стали ровнять эту Потемкинскую деревню. Вся земля, насыпанная прямо на асфальтированную полосу посреди дороги, после первого серьезного дождя будет вытекать грязными лужами из бордюров, как из переполненной ванной. Никакие строительные нормы не знают примеров подобного «озеленения» посреди многополосного шоссе, соответственно, нет никаких нормативов, чтобы ими руководствоваться.
Также было бы неплохо узнать имя человека, который выдал такое задание рабочим — сделать насыпной фальшивый газон посреди шоссе, а также наказать тех, кто санкционирует подобные работы.
Фото: Анна Николаева, Дмитрий Яковский (Сонтуцио), Лена Коноплева