Анна Николаева: Барахолка вместо кладбища

Митинг против строительства очередного громадного торгового центра на месте кинотеатра «Ленинград» собрал почти тысячу участников. Запланированный объект должен занять примерно ¼ часть большого парка на Соколе, превращая Мемориальное кладбище в памятник эпохи потребления. Народ стекался во множестве, молодые родители катали коляски, а дети постарше с удовольствием бегали вокруг. Такие многочисленные митинги я не видела уже давно. Идиллическая картина единения народа: активисты на сцене, вокруг — взрослое большинство с плакатами и флагами. У стены кинотеатра каждый мог оставить свою подпись против строительства ТРЦ. В числе участников были замечены писательница Мария Арбатова и адвокат Людмила Айвар, которые, к сожалению, не смогли высказаться на митинге.

Вокруг центральной части, ближе к дорожкам, расположились активные участники с колясками, велосипедами и самокатами; целый детский сад бегал вокруг. Полицейские лениво наблюдали за происходящим со стороны. Почему нельзя строить торговый центр вместо кинотеатра? Дискуссия в группе «Аэропорт/Сокол» в одной из соцсетей оставила меня в недоумении. Часть жителей не понимала, в чем проблема: «Ну, кладбище было, а теперь его нет. Подумаешь, торговый центр, зато будет развлекуха». К счастью, таких «Иванов, родства не помнящих», оказалось меньшинство.

Каждый понедельник в 19:00 жители начали собирать подписи против сноса бывшего кинотеатра. На митинг пришли поддержать соседи из Хорошево-Мневников, Коптево и Щукино. Следует отметить, что «Ленинград» имеет статус заявленного объекта культурного наследия города Москвы. Построен он в 1958 году по проекту архитекторов Е. Гельмана, Ф. А. Новикова и И. А. Покровского, а его облицовка напоминает дворец Дожей в Венеции. Это исторически ценный градоформирующий объект.

Проект сноса и застройки части парка был выдвинут еще при печально известном главе Управы Сокол Вячеславе Иванове, который впоследствии оказался замешан в коррупции. Расположение кинотеатра говорит о том, что здесь должен быть музей 1-й мировой войны, а Мемориальному парку необходимо присвоить статус памятника федерального значения. 2014 год — юбилейный, 100 лет с начала войны, в которой Российская Империя понесла огромные потери. На Мемориальном кладбище находились безымянные братские могилы. В 1918 году здесь проходили массовые расстрелы, и хоронили всех вместе — и белых, и красных. Именно тут предали земле юнкеров, погибших в Москве в 1917 году, о которых так пронзительно пел Александр Вертинский.

К тому же, воинские захоронения охраняются международным правом, однако для властей Москвы этот закон, похоже, не писан. Историческое место не должно быть застроено или искажено. После митинга мы решили пройтись по этому чудесному парку. Тропинки здесь до сих пор проложены между могилами, которые были снесены при Советской власти. Единственное сохранившееся захоронение — могила Сергея Шлихтера. Когда-то его отец не дал снести памятник, пригрозив, что убьет себя. Угроза или нежелание связываться с возбужденным родственником сработали, и могила сохранилась. Остальные объекты — мемориалы и часовня, построенные на месте храма, все новодел.

В юбилейный год памятники реставрируют. Если сюда попадет застройщик — начнется стройка — и парку придет конец. Исчезнет призрачный дух печали, витающий здесь даже в солнечные дни. Если дельцы строительного лобби попробуют затеять что-то подобное, народный гнев может быть страшен. Сегодня в Москве каждое строительство вызывает конфликты: горожане настроены решительно и устали от покушений на зеленые зоны и точечных застроек. Земля в столице — на вес золото, но такое же золото — это наша история, облик города, память предков и безымянные могилы, которые, я верю, защитят москвичи.

Фото: Анна Николаева

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы