Если в Таллине переносят памятник Воину-освободителю, общественность справедливо высказывает свой гнев, признавая это вандализмом. Однако, когда в Москве, на улице Народного ополчения, НПО «Космос» разбивает строительный городок на территории памятника генералу Берзарину, вокруг не наблюдается ни возмущенных представителей обществ по защите памятников, ни прессы с телекамерами. Бытовой вандализм в столице, оказывается, в порядке вещей.
Местные жители привыкли считать памятник генералу Берзарину – местом, почитаемым еще со времен СССР. В зеленых зарослях здесь не собирались компании с пивом, хулиганы ничего не портили, дети не играли в мяч. Вот так все выглядело бы 9 мая 2013 года, если бы не вмешательство НПО «Космос» две недели назад. Все началось 21 апреля в 9 утра. Бодрые парни с бензопилами начали расправу с живой изгородью из персидской сирени. За час были свалены рябина, тополь и попилены стоящие вокруг деревья. Единственную четырехметровую красавицу-ель удалось спасти местному жителю, который заявил, что спилить ее рабочие смогут только вместе с ним. Ель осталась. Это свидетельствует о том, что особой необходимости в уничтожении зеленых насаждений не было!
Посмотрите, вот у забора спиленные молодые березки – кому они мешали, спрашивается? Даже те деревца, что не предназначались на спил, стоят с подрытыми корнями. Одно дерево уже завалилось на бок. Другое, помеченное для пересадки, также было уничтожено – спил замаскирован куском дерева, как будто «просто подпиленное» не считается уничтоженным. Из бетономешалки на землю текли лужи раствора, отравляющего почву и оставляющего белые разводы на земле. Мое обращение на горячую линию Департамента природопользования о деревьях и вытекающем растворе осталось без ответа.
За два дня впритык к памятнику установлены бытовки, развешаны высоковольтные провода и вырублена живая изгородь, составляющая комплекс, посвященный герою Второй мировой. Памятник берегли, память о Николае Эрастовиче Берзарине чтили. Ученики из ближайших школ ежегодно 9 мая приносили сюда цветы, стояли в почетном карауле. Здесь проходили встречи с ветеранами и праздничные мероприятия. Но в этом году в День Победы здесь уже нельзя будет устроить торжественную линейку школьников и встречу с ветеранами. Управления Щукино, Хорошево-Мневники и Префектура СЗАО теперь вынуждены искать другое место для плановых мероприятий. Как смотрелся бы почетный караул на фоне биотуалета или в окружении бытовок, строительной техники и высоковольтных проводов?
Приняв таблетку от изжоги, с внезапной ясностью осознала – все мое существо противится этому вандализму и не в состоянии переварить происходящее. И это не изжога, а безадресная злость к тем, кто позволяет твориться беспределу. Хотелось бы узнать у представителей НПО «Космос», чья отмороженная голова решила, что разместить строительный городок на территории памятного комплекса – это допустимо? Почему ради паршивых бытовок можно уничтожать деревья, растущие с момента открытия памятника Берзарину? Кто разрешил ставить сортир и бытовки вокруг? Почему шикарные кусты сирени нельзя было пересадить, раз они так мешают строительству Северо-западной хорды? И чем, кстати, они мешали, что их непременно надо было уничтожать?
Любому нормальному человеку, чтущему подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, понятно, что высаженную памятную аллею, посвященную Народным ополченцам, нельзя уничтожать. Нельзя гадить у монумента герою Великой Отечественной войны. Происходящее сегодня на улице Народного ополчения – уничтожение аллеи и осквернение памятника – тревожный сигнал. Память о подвиге и почитание героев, освободивших мир от фашизма, потихоньку гаснет, несмотря на раздачу георгиевских ленточек. Это значит, народ стал забывать, кому обязан мирной жизнью.
Задвигается на задний план понятие о чести, стирается грань допустимого. Вспомнилась тухлая колбаса, которую в праздничном наборе подарили на 65-летие Победы моей бабушке-ветерану. Склизкий батон сервелата оказался зеленым насквозь, где и сколько он пролежал – непонятно. Колбасу выкинули, не рискнув скормить даже собакам.
Армия генерал-полковника Николая Эрастовича Берзарина первой ворвалась в Берлин. Наши танки дошли до столицы фашистской Германии в 1945 году, и там же, спустя месяц, первый комендант города Берлина, генерал Берзарин, трагически погиб. Местные немцы-старожилы вспоминают Николая Эрастовича с благодарностью: он наладил раздачу продовольствия в разоренном бомбежками городе.
Сегодня строительная техника утюжит гусеницами территорию мемориального комплекса генералу-герою Второй мировой войны, покорившему Берлин. На заборах развешаны баннеры с поздравлениями москвичам от благодарных и явно очень верующих руководителей НПО «Космос» с праздником 1 мая и Пасхи. Нет, это действительно просто праздник какой-то! Хотелось бы услышать от представителей НПО «Космос», в частности, от господина Чеботарева, кто разрешил устраивать строительный городок вокруг памятника, и кто за это в ответе? Кто из чиновников, пофамильно, поставил подписи, легализовав этот вандализм? Пусть общества охраны памятников или Центральный совет ветеранов объяснят, почему происходящее сегодня стало возможным и почему это нормально.
Фото: Анна Николаева