Алена Невская: Мост Нотр-Дам и прочее. Малый Ледниковый Период. Париж

Мост Notre-Dame — один из первых мостов Парижа. Хотя не стоит путать его с современным, этот мост располагался на том же самом месте. Если взглянуть на карту Лютеции римских времён, можно увидеть красную линию, обозначающую пресловутый cardo maximus. Через «маленький» рукав Сены перекинут Маленький Мост, а через Большой, по этой самой линии, — Большой Мост, как его именовали в далёком прошлом. В IX веке «Большим Мостом» назывался «Мост Менял», что может вызвать путаницу при изучении истории. Со временем мост разрушили нормандцы, и его опоры покрыли досками, а также водяными мельницами. В последующем осуществили восстановление и окрестили его Notre Dame в 1421 году.

На Plan de Paris 1422 года можно увидеть его изображения. Мост Notre-Dame в 1576 году был запечатлён на гравюре Жака Андруэ дю Серо. Новый, солидный, хотя и деревянный, мост стал широким. По обе стороны от него выстроили жилые дома, в которых размещались богатые лавки (по данным источников, 60 или 65 домов). Особенно известны были заведения оружейников и книготорговцев. Эти коммерческие активности приносили неплохой доход городу, однако о нём не очень заботились. 25 октября 1499 года мост практически рухнул — дома полетели в реку. Ответственных лиц, включая городского главу, приговорили к крупным штрафам, возмещению ущерба и даже пожизненному заключению. Хотя многие считали, что причиной разрушения стал сильный паводок Сены, были и те, кто предупреждал об опасности заблаговременно. Но их не послушали.

25 октября 1499 года, не будем забывать, в Париже и по сей день не жарко. Так называемый «Малый Ледниковый Период» был в разгаре, и температура воды могла быть низкой. Хроники сообщают о множестве погибших. В 1507 году мост отстраивают в камне, как это было принято, с домами по обе стороны. Странно было бы сегодня предположить, что парижане с мостов не любовались пейзажами — все мосты были застроены. Дома стали большими и красивыми, вики сообщает о шестиэтажных зданиях — шестьдесят один дом с номерами. Это было новшество для Парижа! Однако настоящая нумерация началась лишь в 1728, 1729, 1765 или 1779 годах.

Место оказалось престижным и людным, лавки радовали глаз, а в 1515 году состоялся триумфальный въезд в Париж Франсуа Первого. Мост украшали постоянно — портретами королей и королев, статуями в нишах. Искусство цвело, а бутики предлагали изысканные товары. Однако в 1786 году все дома снесли — пришёл их конец. Хотя некоторые «жилые мосты» существовали в Париже до конца XVIII века.

Пара слов о «жилых мостах». Мы можем задаться вопросом, зачем строить дома на мосту? Разве что Ponte Vecchio во Флоренции выглядит красиво. Но на мосту? Оказалось, что причина проста и вечна — деньги. Жители мостов избегали уплаты податей, а коммерсанты получали дополнительное преимущество. Люди не боялись рисковать, когда жизнь на мосту была полна неожиданностей. Частые пожары и паводки не могли остановить стремление к жизни на мосту.

Мосты стали своего рода первыми урбанистическими проектами. В отличие от хаотичной застройки города, дома на мосту создавались с учётом некоего единого архитектурного замысла. Сегодня улицы Парижа ровные и аккуратные, но до эпохи Оссмана фасады зданий могли выглядеть по-разному, а улочки были узкими и кривыми. На мосту же оставляли место для прохода. Дома строились ровно, и уже вскоре торговцы начали строить их как единый проект. Так зарождался средневековый прогресс.

Первый мост без домов — Новый Мост, завершённый в 1607 году. Мост Notre-Dame освободили от зданий в 1786 году. Все опоры пришлось срочно чинить — подвалами и недобросовестными действиями жильцов они были изъедены. Затем пришла революция, и название Notre Dame стало недоступным. Временный титул «мост Разума» сменился на «Мост Дьявола» в послереволюционный период, когда его своды сделали слишком низкими. Корабли разбивались, как мухи о стекло. Это потребовало новой перестройки, и мост, каким мы его видим сегодня, был завершён в 1919 году.

На мосту также была помпа, качавшая воду для Парижа. Город всегда испытывал нехватку воды, и первая помпа, La Pompe de la Samaritaine, не справлялась с этими задачами. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует…

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы