Поговорим о старине в Париже… Точнее — о старых домах.
rue des Barres, 12. XVI век
Вот таких домов в Париже осталось совсем немного. Один — вот этот (12, rue des Barres). Два (вернее, там два рядом) — на соседней улице Франсуа Мирон (11-13, rue François Miron). И ещё один — на улице Вольта (3, rue Volta). Кажется, больше ничего… Не считая фальшивок.
Про дом на улице Вольта путеводители долго писали, будто это самый старый в городе, датированный 1300 годом, и так далее. Но потом выяснилось, что это «новодел» — всего-то 1664 года. Самым старым тогда признали (и по сей день пока признают) дом Николя Фламеля по адресу: 51, rue de Montmorency.
Про самого Николя — Николаса все, наверняка, уже слышали. Если вдруг нет — советую почитать. Занимательная личность. Предполагается, что он родился в бедности, пришёл в Париж, женился, разбогател, работал писцом и книготорговцем, а также щедро жертвовал церквям и помогал бедным. Особняк на улице Montmorency он построил как раз для приюта сирых и страждущих — вместе с женой они много таких приютов построили.
Но современники засомневались: откуда такие богатства? На копировании и продаже манускриптов, сколь высокого положения ни достиг Николя (а он достиг), много не заработать. А тут такой филантроп! Такие щедрые пожертвования церквям! Столько денег на народные блага и общественные работы! Современники заподозрили Николаса в спекуляциях с недвижимостью (домов ему действительно принадлежит много), в ростовщичестве и даже в том, что он тайком распоряжается имуществом изгнанных из Франции евреев.
Потомки сочли это ерундой и нашли ещё более ужасную версию: на самом деле Николас Фламель — жуткий алхимик, который нашёл секрет философского камня, превращает ртуть в золото и, о ужас, бессмертен! Кстати, в последний раз его видел, если не ошибаюсь, Дмитрий Шагин из «Митьков». А до этого много кто его видел — во все времена и среди всех народов. И книг про Фламеля написано тонны. В том числе и о «Гарри Поттере», где он также упоминается.
Много «научных» трудов и алхимических трактатов приписывают Фламелю. Правда, первый из них появился десятилетия спустя после его смерти, но это не имеет значения. На то он и бессмертен!
А меня, как всегда, занесло — хотела рассказать про средневековые дома «à colombages», а вышло про «самого знаменитого алхимика». Нет, про алхимика всё-таки расскажу завтра. Да, а домик Николя Фламеля симпатичный. Рекомендую дойти, поглазеть. Туда и внутрь можно зайти — там ресторан!
А это Николя Фламель: так, как его представили 1: современники, 2: потомки.
1
2
«Revenons à nos moutons». Вернёмся к нашим домам…
rue des Barres, 12. XVI век
(в домике на фото ныне хостел. Официально написано — для молодёжи, но на самом деле подходит всем. Рекомендую. Супер расположение в самом центре и минимальная цена.)
Средневековых домов в Париже мало, особенно обычных жилых, не церквей или соборов. Как им было остаться, если строили их в средневековье кое-как, из всякого «мусора», теснясь и стесняя улицы? Дома обваливались, сгорали, перестраивались, сносились…
Помните барона Оссмана? Georges Eugène Haussmann, префект Парижа, при Наполеоне III весь город перекроил и перестроил. Он и добил оставшиеся дома. Ему много потом «вменялось», что не оставил, мол, хотя бы музея ради «кусочек средневекового Парижа». Но на самом деле такого «музея» ко времени Оссману почти и не осталось. Разве что в самом центре, но там не музей — там были реальные трущобы.
А вот так, чтобы дом простоял с XIII — XIV века, сам не рухнул, никому не помешал и не был снесён — это нужно искать не по трущобам, а по солидным местам. Что редко. Типичный частный средневековый дом строился примерно так: первый этаж каменный, там лавка или мастерская — рабочее место. Далее «этаж», а то и два, и строились по технике «maison à colombages» — каркасная конструкция.
То есть каркас дома состоит из наклонённых под различными углами деревянных балок, а пространство между ними заполняют чем угодно: кирпичами, известью, глиной и даже деревом. Такие дома великолепно горят, особенно когда стоят впритык друг к другу со всеми своими деревянными балками на показ. Красиво, конечно. Но в 1607 году всех домовладельцев заставили покрыть дома штукатуркой, чтобы никакого дерева не было видно. Не из эстетических соображений — из соображений пожарной безопасности.
«Colombages» (фахверк) — видимое сегодня на фасадах средневековья — это уже результат современной реставрации или новодел. Домик на rue des Barres был когда-то частью аббатства Maubuisson. В средневековье здесь было много аббатств и монастырей. Сегодня тоже есть, немного. А в целом — один из наиболее «средневековых» кварталов Парижа — Saint-Gervais, близ одноимённой церкви (глобально квартал называется Saint-Paul).
Многие туристы, проходя от Мэрии к кварталу Marais, идут прямыми широкими туристическими трассами и сюда не заглядывают. Ошибка. Но вы-то теперь знаете! Здесь летом.
июль 2009
11-13, rue François Miron. XIV век.
фото июля 2009
11-13, rue François Miron. XIV век.
…продолжение следует…