Выступление бизнесмена Потапенко на Московском экономическом форуме вызвало значительный резонанс в сети. Теперь уже очевидно, что либеральная оппозиция назначит его говорить от имени бизнеса, озвучивая «реальные проблемы» предпринимателей с экранов оппозиционных каналов. По этой причине имеет смысл разобраться в том, что именно он утверждает, опираясь на реальные факты и цифры.
Я не стану углубляться в биографию Потапенко — это уже сделано другими. Поскольку у меня есть некоторый опыт ведения бизнеса в Европе, я сосредоточусь на тех аспектах его выступления, где он сравнивает Россию с передовым Западом, в частности на вопросах логистики и налоговой нагрузки.
Основной тезис Потапенко — нигде в мире не собирают налоги с логистики трижды (акциз в бензине, транспортный налог, сбор за использование дорог). Это довольно простое и, на взгляд бизнесмена из ЕС, странное заблуждение, которое он многократно повторяет, подчеркивая его важность. Пользователь Cargomax уже привел доказательства несостоятельности этого утверждения на примере Чехии. Я же приведу пример Германии.
1. Акциз в стоимости бензина
Согласно инфографике издания Die Welt 2014 года, цена литра бензина в Германии составила 1,3 евро. Из этой суммы:
- Налог на энергию: 65,45 центов
- НДС: 20,77 центов
- Прибыль участников торговли: 9,58 центов
- Себестоимость бензина: 34,30 центов
Таким образом, в литре бензина по цене 1,3 евро более половины (66 центов) составляют налоги. В России акциз на бензин варьируется от 6 до 13 тысяч рублей за тонну, в зависимости от класса. Тонна бензина содержит 1300 литров, что дает около 4,6 рублей за литр пятого класса. Кроме того, в стоимости 95-го бензина в 36 рублей заложен НДС — 18%, что составляет 5,49 рублей. В итоге, в литре бензина по цене 36 рублей налоги составляют всего 10,9 рублей, что является около 30% от общей суммы.
Важно отметить, что в интернете много недобросовестных псевдоинтеллектуалов, которые в цену бензина включают налоги на полезные ископаемые (НДПИ) и затем сравнивают налоговую нагрузку. Это неправильно. Если рассматривать литр бензина в Германии, то там также включены НДПИ, поскольку в стране нет собственной нефти. Однако они скрыты в стоимости сырья. Таким образом, акцизы на бензин в Германии существуют, и данная ситуация для России не уникальна. Более того, в Германии доля налогов в стоимости бензина составляет большую часть.
2. Транспортный налог
В России существует транспортный налог с довольно сложной системой начисления, зависящей от региона и объема двигателя. В Москве он колеблется от 15 до 70 рублей за л.с. в год в зависимости от объема. Для стандартного 12-тонного грузовика мощностью 240 л.с. сумма составит 13200 рублей в год.
В Германии же транспортный налог на грузовые автомобили определяется на основе максимальной допустимой массы и составляет 11,25 евро на каждые 200 кг веса. Это означает, что 12-тонный грузовик обойдется в 675 евро в год (или 47 тысяч рублей по текущему курсу). Таким образом, транспортный налог в Германии существует и не менее высок, чем в России.
3. «Налог Ротенберга»
Наиболее интересным аспектом является система Toll Collect в Германии, которая взимает плату с грузовых автомобилей и является аналогом российской системы «Платон». Тарифы в России составляют 1,53 рубля за километр для грузовых автомобилей, с последующим увеличением до 3,73 рублей. В Германии же тарифы варьируются от 12,5 до 21,2 цента за километр, что составляет 9-16 рублей в зависимости от экологической категории автомобиля.
Таким образом, система сбора пошлин в Германии существует, а ее тарифы значительно выше, чем в России. Учитывая, что немецкая система Toll Collect управляется частными компаниями и приносит своим владельцам около 15% от суммы собираемых платежей, вознаграждение владельцев системы «Платон» выглядит незначительным на фоне этих данных.
Если подводить итог, утверждение Потапенко о том, что Россия якобы ввела уникальную практику тройных налогов с перевозчиков, не соответствует действительности. Аналогичные сборы, причем в значительно большем размере, существуют и в других странах, и это пока не привело к разрушению рынка логистики ни в Германии, ни в Чехии, ни в многих других странах.