В связи с недавними решениями синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) о разделении Симферопольской епархии на Симферопольскую и Феодосийскую, возникает вопрос: зачем это было сделано? Почему постоянно учреждаются новые епархии УПЦ МП? Это резонный вопрос, особенно с учётом того, что количество верующих не увеличивается теми темпами, которые могли бы оправдать наплыв новых епархий.
С 2007 года наблюдается лавинообразный процесс дробления украинских епархий, связанный с формированием новой команды вокруг предстоятеля УПЦ МП и его секретаря Александра Драбинко, когда начали проявляться первые стремления к автокефалии. Увеличение числа епархий позволяет увеличить количество епископов, что необходимо для создания численного перевеса на Соборе УПЦ МП при обсуждении вопроса об автокефалии. Большинство новых епископов – это так называемые «младоепископы», которые являются ставленниками самого молодого архиерея в истории УПЦ.
На Поместном Соборе РПЦ, где утверждается такое решение, 83 епископа УПЦ составляют более четверти от общего числа архиереев РПЦ, включая Зарубежную Церковь, Японскую, Белорусский экзархат и другие, всего 307. Украинские епископы могут участвовать в работе высших органов РПЦ и препятствовать принятию решений, невыгодных для себя. В отличие от них, традиционные епископы УПЦ не всегда осведомлены о мнениях и проблемах своих епархий перед заседаниями синода.
Ярким примером непредсказуемости решений является недавнее разделение Николаевской епархии, несмотря на то что даже в неразделённой епархии не удалось собрать средства на отопление кафедрального собора. После назначения Александра Драбинко правой рукой митрополита Владимира, стиль управления Церковью изменился: правящие епископы часто не информируются о будущих решениях в отношении своих епархий.
Это нежелание рассматривать положение дел на местах привело к массовому возмущению верующих в недавно образованной Северодонецкой епархии. Чтобы устроить своего единомышленника, руководство УПЦ МП решило снять с кафедры архиепископа Агапита, который был любимцем паствы. На следующий день делегация верующих отправилась в Киев за защитой своих интересов.
Митрополиту Владимиру напомнили, что архиепископ Агапит – первый из управляющих Северодонецкой епархией с момента её основания, которого не удалось устранить «оранжевому» мэру города, известному своим противодействием. При нём в этом регионе появилась целая епархия «киевского патриархата». Верующие задаются вопросом: «Неужели Вы за это его сняли?» Упрёки направлены к инициаторам смещения, принимающим раскольников в святых стенах.
При этом епископы, такие как Агапит, тратят последние средства на дальние сельские приходы и не устраивают роскошную жизнь священноначалия, которое привыкло получать доходы от различных источников. Церковный народ всё меньше желает мириться с такой ситуацией. Обращение духовенства и паствы Северодонецкой епархии гласит: «Постановление синода является для нас глубочайшим оскорблением и нарушением апостольских правил».
Верующие 29 и 30 декабря не позволили новоназначенному епископу Пантелеимону служить в городских храмах, демонстрируя свою позицию. Что касается разделения Симферопольской епархии, митрополиту Платону (Удовенко), назначенному на новообразованную Феодосийско-Керченскую епархию, может быть отведена особая роль. Будучи введённым в состав синода УПЦ МП, он станет старейшим по времени пребывания в архиерейском сане.
В случае ухудшения здоровья предстоятеля УПЦ МП, главенствовать на заседаниях синода будет не его сторонник митрополит Агафангел, а митрополит Платон. Это назначение произошло по прошению митрополита Владимира, что лишь подчеркивает значимость происходящих изменений внутри церковной иерархии.