Лидер подкарпатских русинов: «Украина дождется, что получит прощальную записочку от Закарпатья»

В декабре 2008 года Служба безопасности Украины предъявила главе Сойма подкарпатских русинов, священнику Димитрию Сидору, обвинение в посягательстве на территориальную целостность Украины. Суд уже длится четыре года, и все это время о. Димитрий находится на подписке о невыезде. 19 марта запланировано оглашение приговора, который может привести к трем годам лишения свободы по 110-й статье УК. Возможно, это последнее интервью у лидера русинов перед его продолжительным молчанием.

Чтобы понять ситуацию, нужно вернуться к весне 1991 года, когда результаты голосования на Всесоюзном референдуме о сохранении СССР в Закарпатье стали для многих полной неожиданностью. В отличие от других регионов, область уверенно выступила за сохранение Союза. Тогда я узнала от однокурсницы из Берегово о существовании русинов, которые «никогда не болели украинским национализмом», потому что украинцами себя не считают. По данным русинских организаций, русины составляют до 70% населения Закарпатской области. Такой процент подтверждается и досоветскими переписями в Чехословакии и Венгрии.

По данным международных русинских организаций, в Закарпатье проживает более трех четвертей европейских русинов, известных также как карпатороссы или руснаки, общей численностью около 740 тыс. человек. Официальные украинские данные о численности этого народа отсутствуют, так как Украина не считает русинов отдельным этносом. Однако в полутора десятках стран, где русины живут вместе с украинцами, они признаны отдельным этносом. Например, по результатам переписи населения Словакии в 2011 году, русинов там зафиксировано 34,5 тыс., что превышает количество чехов и украинцев.

В Польше, Словакии, Хорватии, Румынии, Сербии и Венгрии выходят русинские журналы, газеты и книги, действуют школы, включая высшие, с государственной поддержкой. В Венгрии 13 районов компактного проживания карпатороссов получили самоуправление. До 2008 года, когда произошло обвинение лидера русинов в антигосударственной деятельности, госдепартамент США критиковал Украину за отказ признать русинов как нацменьшинство. В 2006 году Комитет ООН по устранению расовой дискриминации рекомендовал Украине признать их как национальное меньшинство, учитывая отличия между русинами и украинцами.

1 декабря 1991 года, в день референдума о независимости Украины, Закарпатская область проголосовала на 79% за статус самоуправляемой территории. Это не было стремлением к обретению прав, а восстановлению истории: еще в 1918 году Венгрия провозгласила создание широкой автономии для русинов на юг от Карпат. По итогам Первой мировой войны эта территория была присоединена к Чехословакии, где Сен-Жерменский договор гарантировал Подкарпатской Руси самоуправление.

Тем не менее, со временем Чехословакия разделила край между субъектами федерации, что привело к потере автономии. Лишь в 1938 году, перед лицом нацистского нашествия, правительство Чехословакии признало автономию Подкарпатской Руси. На референдуме того же года 76% опрошенных высказались за русский литературный язык как официальный. Однако Украина проигнорировала результаты референдума 1991 года, признав только голосование за независимость.

Закарпатский облсовет в следующем году направил Верховной Раде обращение о признании русин как национальности, но это предложение было взято на особый контроль. В 1996 году Госкомитет по делам национальностей разработал правительственный проект, который втайне способствовал ассимиляции русинов. В интервью о. Димитрий поделился историями дальнейшей борьбы русинов за признание.

«Представляете, в „тоталитарном“ СССР была статья о противоправном изменении границ, а „европейская“ Украина, выдающая себя за образец демократии, судит просто за рассуждения… Украинские политики, включая СБУ, не знают истории. Они инициировали процесс, не понимая, что границы Подкарпатской Руси зафиксированы в Трианонском договоре 1920 года. У нас нет стремления менять границы, мы хотим реализовать референдум в рамках текущих границ Закарпатской области. Они должны понять, что это жизненно необходимо и для Украины! Неправда, что „Закарпаття — споконвічна українська земля“. Это русинская земля, которая вошла в состав УССР по воле Сталина. Украина должна была выходить из СССР в том формате, в котором вошла, т.е. без Галичины, Буковины, Закарпатья и Крыма. И если к ним присоединились другие регионы, в них должны были проводиться референдумы. Закарпатье и Крым воспользовались правом, провели законные референдумы и восстановили автономии.

Мы в 1945 году не были врагами СССР! Мы вошли в это государство честно. Но в Союзе нам было отказано в праве называться русинами. Закрыли все наши русинские школы и сделали их украинскими. Верните нам наши 600 русинских школ! В чем наше преступление? Мы хотим быть русинами! И мирно требовать этого признания от Украины. В ответ — системная война… Есть международное законодательство, и оно превалирует над внутренним. Коренной народ имеет право на свободный выбор национальной принадлежности, зафиксированное в международных актах.

Своими действиями Украина показывает, что на реализацию результатов закарпатского референдума наложено табу. За то, что сойм Подкарпатской Руси озвучивает международные преступления властей, ему инкриминируют сепаратизм. Но даже если это так — в Европе полно ненасильственных призывов к сепаратизму, и там никто не судит за это. Мы не террористы! Мы православные христиане! Но даже это нам ставят в упрек, мол, русины враги, потому что они Московского патриархата.

Насчет прав коренного народа нам отвечают, что они в Закарпатье защищены, так как коренной народ — украинцы, а русины лишь один из украинских субэтносов. Утверждают, что русины — те же украинцы, которые в XX веке сменили свой этноним на «украинцы». Директор департамента Госкомнацрелигий в 2008 году заявила: «Даже если русинов 500 тыс., они национальным меньшинством не станут, это противоречит этногенезу украинской нации». Но чьи мнения важнее? Существует мнение, что украинского народа как такового нет, это ветвь русского народа. Но почему Украина не обращает внимания на российскую науку и не воссоединяется с РФ?

Мы не интересуемся мнением украинской науки, которая сегодня обслуживает государственный аппарат. Мы должны говорить исключительно о правовом аспекте. Наш народ реализовал свое право на автономию до прихода сюда Украины. Мы не были знакомы с украинцами тысячу лет! И по своей доброте решили воссоединиться с братьями за Карпатами. И чем это обернулось? Этнической смертью? Что это за братья такие?!!

Оцените статью
Ритм Москвы