4 января 2013 года на сайте правительства России было опубликовано сообщение: «Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года». Реализация данной стратегии позволит к 2025 году модернизировать более 50% научных лабораторий и до 100% клинических подразделений.
Вы бывали в медицинских учреждениях Управления делами Президента России? Рекомендую посетить, там действительно неплохо. Поскольку учреждения предлагают платные медицинские услуги, прийти может каждый, у кого есть необходимые средства. Если же нужной суммы нет или вы абсолютно здоровы, можно попробовать записаться на экскурсию, хотя этот вариант может быть проблематичным из-за строгой пропускной системы.
Самые известные учреждения под управлением – это Центральная клиническая больница и Объединённая больница с поликлиникой УДП РФ, расположенные в Москве. Персонал с гордостью рассказывает о легендарной кремлёвской медицине и старается приумножить её славу. Однако не всем понятно, чем стоит гордиться: тем, что остальные российские больницы в десять раз хуже?
На интернет-сайте Центральной клинической больницы указано: «Среди наших пациентов – политическая, деловая, культурная и научная элита России, представители дипломатического корпуса». Это замечательно! Но если человек не входит в эту элиту, его ждёт дорога в районную больницу, где тоже могут провести необходимые исследования, такие как мультиспиральная компьютерная томография или магнитно-резонансное исследование.
Предположим, у вас есть пропуск в кремлёвскую медицину. Чего ожидать внутри? Можно ознакомиться с прайс-листом для населения. В Центральной клинической больнице он впечатляет. Например, коронарография с ангиопластикой и стентированием стоит от 40 до 240 тысяч рублей; позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) – от 14 500 до 20 000 рублей; койко-день в двухместной палате – 4 тысячи рублей (одноместный люкс в московской гостинице обойдётся дешевле!). Консультации врачей составляют от 1 500 до 3 000 рублей.
Интересно, сколько диагностических исследований, например, ПЭТ, может позволить себе на месячную зарплату россиянин из провинции? Одно или половинку? А другую половинку в следующий месяц? Данная реальность выглядит не слишком радостно. Нас постепенно готовили к платному здравоохранению, и, похоже, оно стало частью нашей жизни. Теперь пора печатать буклеты с комиксами, чтобы население привыкало к медицинским тарифам.
Сколько у нас стоит рентгеновская компьютерная томография? Правильно – сто долларов. Впрочем, цены на медуслуги будут расти, как и в ЖКХ: инфляция, понимаете.
В Управлении делами Президента России есть и санатории, и реабилитационные центры. Там также очень хорошо, но об этом в другой раз. Важно подвести некоторые итоги. По данным Всемирной организации здравоохранения, в среднем в мире государственные расходы на здравоохранение составляют около 9% от ВВП. В России же расходы бюджета на здравоохранение в 2000-2005 годах составляли менее 3% от ВВП, и лишь в последующие годы немного увеличились (до 4-5%). Для себя вертикаль власти выстроила достаточно приемлемую систему охраны здоровья. Конечно, не Швейцария, и даже на настоящую кремлёвскую медицину времён Брежнева или Горбачёва она не тянет, но лечиться можно.
К тому же самолёты пока летают, и до какой-нибудь клиники в Европе можно добраться за несколько часов. А если ехать с мигалкой в Шереметьево, то и быстрее. Непонятно, как при нашей вертикали и здравоохранении населению жить и лечиться. Главный санитар страны Геннадий Онищенко требует, чтобы водка продавалась по сто долларов за бутыль, койко-день в ЦКБ – тоже сто долларов, консультации врачей там такие же, компьютерная томография – ещё сотня. Кажется, чего не возьми – всё стоит сто долларов.
Однако вокруг нас совсем не Америка, и зарплаты у людей далеки от штатовских. С другой стороны, чтобы из Сибири качать нефть и газ в Европу, Китай и другие страны, пятидесяти миллионов человек за глаза хватит. Так зачем кормить и лечить лишних? Россия 21 века лидирует в мире по абсолютной величине убыли населения.
