Если я скажу, что все совсем хорошо и гладко, то, безусловно, обману. Сегодня утром я слушал эфир с совещания руководства Крыма с участием Сергея Аксенова и глав администраций. Местные власти открыто признают сложность ситуации. Есть районы, где пятый день нет электричества, в некоторых населенных пунктах наблюдаются серьезные проблемы с наличием топлива и питьевой воды. По данным одного из докладчиков, около 150 000 человек не имеют доступа к мобильной связи. В ручном режиме ведется перераспределение квот по электроэнергии. Аксенов поставил задачу обеспечить минимум 4-часовую подачу электричества в жилые дома.
По словам сотрудника МЧС, идет доставка генераторов в Крым и установка их в деревнях и на социально значимые объекты, однако этого крайне мало. Организуются пункты обогрева и раздачи горячей пищи в тех местах, где ситуация особенно сложная. Я поехал в Евпаторию и заезжал по пути в деревни. Многие бензоколонки закрыты, а в поселках и малых населенных пунктах стоят большие очереди — по 70-100 машин, которые ожидают по 5-6 часов. На половине участка трассы не было мобильной связи, и, по словам местных жителей, ее нет уже несколько дней.
Магазины работают, пока светло. Повышения цен пока не наблюдается, так как местные власти приказали жестко реагировать на подобные случаи. Удалось пообщаться с сотрудниками полиции ППС, которые отметили, что в целом ситуация спокойная — у них есть выезды, но в основном для оказания помощи пожилым и одиноким гражданам, если те не смогли дозвониться в социальные службы. В Евпатории много санаториев, многие из которых обеспечены отдельными дизельными генераторами. На одной из заправок я заметил, как машины заправлялись с бочками от топлива для одного из медицинских учреждений и местного молочного завода. Водители относились к этому с пониманием, но каждый мечтал заполнить свою канистру и бак.
Евпатория, как и все города Крыма, живет в эконом-режиме. Работает рынок, магазины, у банка РНКБ наблюдается очередь. Во время поездки я общался с горожанами. Все собеседники относятся к ситуации с пониманием, но всех мучает один вопрос — «когда будет полноценная подача электричества?» Ответа пока нет. Новость о том, что Ислямов приказал остановить ремонтные работы на подорванных ЛЭП до выполнения требований по освобождению политзаключенных, быстро обсуждается народом. Разве там не террористы, захватившие в энергетическую блокаду 2,5 миллиона человек и требующие выполнения непонятных условий, не называя даже фамилий тех, кого надо освобождать?
Тем временем поступила информация о погибшем от взрыва бытового газа в Симферополе на улице Федько, д. 16. Господа блокираторы-террористы, на ваших руках эта кровь… Многие крымчане топят квартиры газовыми плитами. Вчера и сегодня похолодало, стало очень сыро. По словам медиков, уровень простудных заболеваний среди населения пока не превышает обычной нормы для этого времени года, однако, как сообщают аптекари, за последние сутки значительно выросли продажи препаратов от простуды.
Местные власти призвали студентов и учеников старших классов активно помогать сотрудникам социальных служб в качестве волонтеров. Как я уже упоминал, особенно трудно старикам, особенно тем, кто живет один на высоких этажах многоэтажек. Некоторые санатории с автономным отоплением и генераторами предлагают свой номерной фонд тем регионам, где ситуация крайне тяжелая. Крыму сейчас требуется гораздо больше помощи с материка, чем есть на данный момент — нужны мобильные генераторы, топливо, свечи, питьевая вода и предметы первой необходимости для малоимущих.
По словам сотрудников МЧС, не хватает специалистов-электриков с допусками на работы с высоким напряжением и сложным электротехническим оборудованием. Очень трудно уткам и лебедям, которые живут на въезде в Евпаторию. Они привыкли, что их кормят туристы и местные жители, но я встретил только одного человека, который покормил птиц. Эти птицы наши, крымские, и переживают блокаду вместе с нами. Если будете проезжать мимо, возьмите с собой немного хлеба.
Ситуация сложная, но контролируемая. Нам важно знать, когда в конце туннеля появится свет и тепло, ведущие к полной энергетической независимости от Украины и ее радикалов, которые ведут себя как террористы.