Серия коррупционных скандалов, пролетевших над Крымом на прошлой неделе, это только первые ласточки ближайших изменений, которые мы скоро увидим. Не стоит сейчас персонализировать и делать выводы, но сама ситуация вызывает беспокойство.
Как было отмечено ранее, в Крыму самой большой проблемой остается кадровая политика в исполнительной и законодательной власти. Что касается Госсовета и «Единой России», то отрадно, что Константинов озвучил в недавнем интервью мнение своей партии о необходимости очистки рядов. К сожалению, есть определенные товарищи, и их немало.
Уверен, что досрочные выборы в 2016 году будут лучшим решением. Но что делать с исполнительной властью? Я не страдаю иллюзиями по поводу честности чиновников в России, но существует определенный уровень допустимой коррупции, который можно «проглотить». Например, в розничном бизнесе есть такой уровень потерь от воровства, когда владелец смотрит на это сквозь пальцы. В среднем потери допустимы в размере 1,5-3%.
Однако если менеджеры и продавцы превышают этот уровень, тогда к ним приходит строгая рука службы безопасности. Как говорил мне один из владельцев крупной розничной компании о своём директоре: «Знаю, что мутит товарищ, но он эффективный менеджер». В Крыму некоторые товарищи мутят, но при этом не являются эффективными менеджерами. В результате многие благие инициативы разбиваются о частные интересы определённых групп и непрофессионализм.
Что делать Аксенову в данной ситуации? Смена правительства — не самое лучшее решение, но оставлять всё как есть тоже нельзя. Если в 2016 году будут назначены перевыборы, для того чтобы дотянуть до них, необходимо провести хотя бы частичное обновление кабинета. С этим согласны и многие высокопоставленные собеседники как в Крыму, так и в Москве.
На данный момент Аксенов принял стратегию защиты своих коллег. Возможно, это и правильно — своих не сдаем. Более того, Сергей Аксенов пошёл в контратаку, объясняя происходящее внешним давлением на его команду. Оценить правильность этой стратегии сейчас сложно, ведь конечное решение примет суд.
Однако возникают серьезные опасения, что у чиновников появилась боязнь работать с федеральными деньгами. Эта боязнь замедляет реализацию многих программ. Возможно, слабое знание российского законодательства и недостаточное понимание механизмов работы с бюджетными средствами, тендерами являются причиной множества ошибок в работе крымских органов власти и, как следствие, нарушений.
Безусловно, Крым не останется без внимания высших властей. Для Владимира Путина это стратегически важный регион, где его подчинённые должны проявить максимальную эффективность. Есть интересные программы, финансирование, и даже сезон 2015 года выглядит многообещающе по заполняемости коллективных средств размещения. Но системные изменения только начинаются, а результаты уже ожидаются.
Особо хочу отметить роль федеральных органов в работе Крыма. Я не говорю о бесконечных делегациях, которые уже надоели. Теперь необходима работа по наполнению и исполнению федеральных программ, разрабатываемых Министерством по Делам Крыма.
Мне очень понравилось, как Министерство начало взаимодействовать с местными исполнительными органами по вопросам развития туризма. Туристическая отрасль безусловно будет ключевой в регионе. Создание межотраслевой комиссии, рабочих групп и обеспечение наполнения идеи туристических кластеров конкретной работой позволило многим ключевым участникам отрасли пересмотреть свои прогнозы на ближайшие годы в лучшую сторону.
Успешно реконструирован и работает аэропорт, принимая до 200 рейсов в день, функционирует переправа, и я уже не слышу замечаний от туристов, приехавших на автомобилях. Аналогичная работа ведётся и по другим направлениям — транспорт, энергетика, медицина и так далее.
Необходима более тесная координация местных органов власти и федеральных представителей, строгий контроль за проведением изменений и использованием финансовых ресурсов. Аксенову нужна поддержка, особенно сейчас, когда крымский Олимп штормит.
Я уверен, что он руководствуется добрыми намерениями, быстро учится, и у него есть определённые результаты. Однако проблемы с кадровой политикой сохраняются. Судьба и эффективность реформ в Крыму во многом зависят от того, как быстро Сергей Аксенов решит текущий кадровый кризис, а результаты уже требуют внимания.