Дети коридоров

В одном из своих репортажей я побывал в доме-интернате для детей с физическими недостатками в Нижнем Ломове. Удивительно, но почти все воспитанники этого учреждения мечтали об Америке. Их старшие друзья, усыновленные американцами, писали письма, рассказывая о том, как там такие, как они, становятся полноценными членами общества. Им делают современные протезы, они водят машины, поступают в университеты. Но проблема не в Америке. Главная беда этих детей — это отсутствие родительской любви. В России родители часто отказываются от детей-инвалидов, в то время как американцы с радостью их усыновляют. Таким образом, для нижнеломовских сирот слово «американцы» стало синонимом «приемные родители». Усыновление для большинства из них — единственный шанс избежать попадания в дом престарелых по окончании школы или специального колледжа в возрасте 16-18 лет.

В одном из эпизодов фильма показан русский мальчик, уже усыновленный и приехавший с папой из Америки, чтобы оформить последние бумаги. За год отсутствия он забыл русский язык. Воспитатели, встретив его, спрашивают: «Скучал по интернату?» Он мотает головой и отвечает: «Нет». Есть и другая сцена. После окончания школы сотрудники интерната звонят родителям, отказавшимся от детей, чтобы сообщить, что их ребенок получил среднее образование, и если они хотят, могут забрать его. Одна семья, работники образования, согласилась. Она — директор школы, и через месяц они вернули ребенка в интернат, скрывая его от соседей и запретив звонить домой. В результате, теперь он оказался в доме престарелых.

Мы встретили эту женщину на курсах повышения квалификации для работников образования и задали вопрос: «Как же вы могли так поступить?» Она ответила поразительной вещью: «А что подумают соседи, коллеги?» Для нее и ее мужа важно было сохранить свою приличную репутацию. Мы спросили: «Вам не наплевать, что они скажут?» И тут она возразила: «Как вы можете так говорить! Энгельс же писал, что человек — общественное существо!» С одной стороны, эта женщина выглядит как монстр, с другой — она просто обычная советская учительница. Ее взгляды — наследие той эпохи, когда дети-инвалиды воспринимались как нечто постыдное. Их старались прятать от чужих глаз, чтобы не позорить семью и социалистический строй. Ужас в том, что варварское отношение к инвалидам не исчезло. Совок ушел, но люди остались, и по-прежнему они учат детей и возглавляют школы.

Чтобы изменить отношение общества к детям-инвалидам, должно пройти много времени. Общество должно достичь уровня развития, позволяющего чувствовать чужую боль. К сожалению, пока до этого далеко, а дети в Нижнем Ломове не могут ждать, когда общество повзрослеет. Каждый день имеет значение, ведь по достижении 16 лет усыновление становится невозможным. Теперь Единая Россия намерена запретить американцам усыновление российских сирот в ответ на «список Магнитского». Это ужасная низость — использовать детей для своих политических игр. Почему они должны расплачиваться своим будущим за проступки упырей, присвоивших государственные средства и виновных в смерти ни в чем не повинного человека в тюрьме? Кто теперь возьмет на себя заботу о этих несчастных? Какую альтернативу им предлагает государство? Роскошные квартиры фигурантов списка Магнитского? Даже террористы прежде всего освобождают женщин и детей. Шантажировать детей могут только морально опустившиеся люди.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы