Алексей Филатов: Люди А. Руслан Холбан погиб, уничтожая террористического «амира»

Отлично помню тот майский день и глаза действующих офицеров группы «А». Хотя прошло уже 12 лет, воспоминания все еще свежи. Мы стояли на Николо-Архангельском кладбище, провожая в последний путь 28-летнего капитана Руслана Холбана. В глазах его сослуживцев читались желание и решимость отомстить за «брата». Руслан стал первой потерей «Альфы» после трагических событий в Беслане и первым мусульманином среди погибших сотрудников этой группы.

Во время своей последней операции он первым вышел на вражеский пулемет и принял на себя огонь. Год назад я писал о его биографии и приходе в «Альфу». Сегодня хочу вспомнить тот день и его последний бой, известный из рассказов сослуживцев и непосредственного командира – легендарного Юрия Торшина.

13 мая. Операция против хасавюртовской банды амира Арсена Асульбегова. За несколько дней до спецоперации появилась информация о скрывающихся в лесу боевиках. Ночью сведения о местонахождении банды подтвердились. Были стянуты силы ФСБ и внутренних войск МВД. В районе селения Дылым Казбековского района и сел Эндирей, Аркабаш и Ленинаул Хасавюртовского района введен режим контртеррористической операции (КТО).

Юрий Торшин вспоминает: «Май 2009 года. Чеченская республика, Хасавюртовский район, селение Эндирей — это недалеко от Хасавюрта, приблизительно десять километров. Горно-лесистая местность, высоты небольшие, двести-триста метров. Достаточно густой кустарник и лес. Операцию проводило только одно подразделение из Управления «А». Местные оперативники хорошо потрудились, обнаружив место дислокации бандитов. Обычно приходится действовать в составе сводных групп, но в этот раз информация была уже получена, и мы не могли терять времени. В противном случае банда могла исчезнуть, и нам пришлось бы работать по «хвостам». Начальник Центра, Александр Евгеньевич Тихонов, решил, что ликвидация бандформирования будет осуществляться одним из отделов Управления «А».

На тот момент Руслан прослужил в подразделении четыре года, и буквально за две недели до операции он получил звание «капитан». Поднявшись в лес, мы столкнулись с боевым охранением «моджахедов», и завязалось боестолкновение. Банда располагалась в комфортном лагере, рассчитанном на 20-25 человек, с несколькими блиндажами, палатками и складами с оружием и припасами. Это была хорошо подготовленная база, на которой даже находилась кухня с газовой плитой и посудой для чаепитий.

Бой длился около пятидесяти минут. Руслан находился в передовой группе, принявшей на себя огневой удар врага. Как потом оказалось, он выпустил почти полный магазин, прежде чем получил смертельное ранение в область головы. Погиб он мгновенно. В жаре боя его товарищи и командир не сразу поняли, что произошло. Руслан перестал отвечать на свой позывной. Бой постепенно угасал, когда мы вошли на базу, где обнаружили трупы боевиков, оружие, боеприпасы и батарейки для радиостанции, — завершает рассказ Юрий Николаевич Торшин.

«Альфовцы» вскрыли крупный «чирей» – база оказалась масштабной. Бандиты могли находиться там от одного до трех месяцев. Позже, когда сотрудники Внутренних войск и милиции начали вывозить продукты и уничтожать их, понадобились две «Газели». Ликвидированные в ходе двухдневной операции главарь банды и его подручные, находившиеся в федеральном розыске, были причастны ко многим убийствам и покушениям на сотрудников правоохранительных органов Дагестана.

Руслан Холбан был веселым, открытым парнем, любящим и заботливым сыном, замечательным другом и смелым офицером спецназа. Он был мусульманином, но по его просьбе был похоронен на «альфовской» Аллее Николо-Архангельском кладбище согласно традиции группы «А» – со всеми воинскими почестями. В его родном городке Агидель в декабре 2010 года одна из новых улиц была названа в честь офицера Группы «Альфа» Руслана Константиновича Холбана.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы