В нынешнее неспокойное время вопрос: «а чем воевать будете?» — всегда звучит актуально. Проблема военной комплектации значительно беспокоит верховную власть. На недавнем заседании военных, в котором участвовали prominent figures, министр обороны Сергей Шойгу настойчиво попросил освободить его ведомство от необходимости отвечать за ценообразование и ремонт вооружений. Он предложил сосредоточиться на том, чтобы в войска поступал только качественный продукт, с которым воевать не стыдно. Это заявление Шойгу было сопровождено красноречивым молчанием премьера и неподдельным энтузиазмом со стороны вице-премьера.
Всем присутствующим на совещании было очевидно, что вопросы ценообразования, ранее с явным удовольствием занимавшие «сердюковцев», неизбежно ведут к разрастанию коррупции внутри министерства. А именно с коррупцией министр намерен бороться максимально жестко. Сколько бы денег ни вливать в «дыры», их всё равно не будет хватать. А без эффективных расходов новую армию для выполнения поручений президента РФ не построить.
Среди последних примеров, побудивших Шойгу внести предложение об ограничении функций военных чиновников в сфере ценообразования, стала недавняя история с закупкой навигаторов. Я подробно изучил вопрос покупки навигаторов ГРОТ-М, выяснив, как они на самом деле выглядят, а также обнаружив, что Министерство обороны закупает не старые, а новые навигаторы, вопреки мнению некоторых критиков, поднимавших шум без оснований.
Созданная вопреки здравому смыслу и воле нынешнего Минобороны организация «Рособоронпоставка» ставит завышенные цены на оборудование и не отвечает перед заказчиком, то есть — министерством, за свои выходки. Это выводит нас на проблему посредников, через которых министерство вынуждено действовать, чего, как считается, добились реформы А. Сердюкова. В этой организации работают также уволенные ранее из силовых ведомств специалисты по закупкам, которых «сокращали» для облегчения штата самого Минобороны, ФСБ и МВД. Используя свои связи и знания нужд спецслужб, эти «специалисты», похоже, наладили новые коррупционные механизмы.
Логично предположить, что и в случае с навигаторами эти «специалисты» могли вступить в сговор с посредниками от производителей, делая процессы намеренно «мутными». Именно в таких условиях, как известно, хорошо ловится рыба. В любом случае, избавиться от «специалистов» и посредников в ближайшее время для Минобороны будет весьма трудной задачей. Вопросы по организации конкурсов можно задавать не только главному руководству «Рособоронпоставки», но и начальникам его управлений, что также вызывает вопросы из-за связей с ФНС. Таким образом, практически все контракты РОП курирует команда «бывшего министра».
