Одна из главных новостей сегодняшнего дня: в Государственную Думу будет внесён законопроект, который предполагает ограничение рекламы так называемого «фастфуда» и фактически приравнивание её к рекламе алкоголя. Конечно, пока мы не ознакомились с документом, а знаем о нём лишь из сообщений, трудно обсуждать его детали, но уже сейчас можно попытаться понять его суть и нащупать подводные камни.
Во-первых, как врач-кардиолог, я считаю абсолютно правильной инициативу по ограничению рекламы фастфуда, который является квинтэссенцией нездорового питания, злоупотребление которым может быть связано с повышением риска ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому я поддерживаю девиз: «то, что вредит здоровью, не должно рекламироваться»!
Во-вторых, эта хорошая идея станет бессмысленной, если «фастфуд» будет разделён на «плохой» и «хороший». Например, американские бренды могут быть признаны вредными, в то время как отечественные окажутся вполне приемлемыми. Ограничивать так, чтобы приравнять «Макдональс» к «Крошке-картошке», «Бургер-кинг» к «Теремку», а «Сбарро» и «KFC» к потенциальному «Едим дома». Фастфуд есть фастфуд. А если кто-то считает это несправедливым, тогда закон должен чётко описать все признаки вредности, например, максимально допустимое содержание транс-жиров или соли в продуктах. Это позволит отделить «агнцев от козлищ» и дать возможность предприятиям быстрого питания измениться, чтобы выйти из «вредной зоны».
В-третьих, насколько я понимаю, под ограничение попадут не только фастфуд, но и «газировка, кондитерские изделия, чипсы, маргарин и отдельные виды колбас». И вот здесь начинается самое интересное. Реклама «газировки» будет под запретом? Даже той, которая выступала генеральным спонсором Чемпионата мира по футболу 2018 года? Вы уверены? Далее. Кондитерские изделия потому что они сладкие или потому что жирные? А если только сладкие, например, пастила? Как будет происходить отбор? Маргарин будет под запретом? А сливочное масло? Почему? Насыщенных вредных жиров в нём гораздо больше. А свинина? Паштеты? Майонез? Эти продукты также могут быть вредными при избыточном употреблении, как и фастфуд.
Помимо этого, пункт о «отдельных видах колбас» шокирует, превращая законопроект с потенциально хорошей идеей в инструмент экономического давления на конкурентов. Конечно, даже эта замечательная идея — ограничить рекламу фастфуда — всего лишь полумера. Существует риск, что её внедрение может полностью или частично провалиться. Но важно не допустить, чтобы самый законопроект стал очередной бессмыслицей или, что ещё хуже, двусмыслицей, так как таких уже немало в практике Думы.