Основной аргумент в пользу изменений, которые активно идут в московском здравоохранении, заключается в том, что массовые сокращения врачей и медсестер стационаров не приведут к безработице. Город испытывает колоссальный дефицит медицинских кадров в поликлиниках. По данным вице-мэра по социальным вопросам господина Печатникова, «в поликлиниках столицы не хватает 5000 участковых терапевтов, 7500 педиатров, 2000 хирургов». Судя по этим заявлениям, безработицы медиков в Москве не будет, и беспокоиться не о чем — уволенных переучат, а поликлиники, получив свежий кадровый приток, еще шире откроют свои двери.
Однако ситуация далека от той радужной картины, которую рисует господин Печатников. На самом деле, она прямо противоположная. Поликлиники Москвы не спешат принимать на работу новых сотрудников. Одна из докторов сообщила: «…в поликлиниках тоже будет сокращение. В нашем объединении, состоящем из КДЦ и 3-х районных поликлиник, планируется сократить 200 человек». Еще один пример: мою супругу, медсестру городской поликлиники, тоже «оптимизировали», уволив вместе с несколькими медсестрами и не предложив взамен никаких вакансий.
Заглянув на сайт Департамента здравоохранения Москвы, где публикуются вакансии в медицинских учреждениях города, можно увидеть, что в данный момент в наличии всего четыре вакансии для терапевтов, одна для хирурга и десять для участковых педиатров. Это и есть массовый дефицит врачей? Такая ситуация совершенно объективна и вытекает из логики происходящих событий.
В условиях, когда больницы и поликлиники вынуждены получать деньги только из одного источника — страховых компаний, им приходится выживать, сводя концы с концами. Привлечение новых пациентов, что могло бы привести к росту доходов, уже почти невозможно: из-за укрупнения поликлиник их осталось в городе считанное число. В таких условиях привлечь пациентов с Севера Москвы в ближайшую поликлинику, например, в Центре практически невозможно. В моем родном Зеленограде вообще одна взрослая поликлиника.
Руководителям поликлиник остается только сокращать расходы, увольняя («оптимизируя») сотрудников. При этом, ни о каком массовом приеме на работу других медиков не может быть и речи. Возможно, будет проходить точечный набор, но массово — нет. Гораздо выгоднее нагружать уже имеющихся врачей, доплачивая им по минимуму и создавая атмосферу страха перед увольнением, ведь «на улице очередь из врачей». Либо можно принимать гастарбайтеров, готовых работать на любых условиях.
Таким образом, вывод напрашивается сам собой: массовая безработица врачей в Москве будет и сохранится до тех пор, пока значительный поток пациентов не перетечет в платные медицинские центры, которые будут расширяться и увеличивать штат. Кстати, журналистам важно взять на себя заботу и проверить слова господина Печатникова, отследив, сколько уволенных из больниц врачей действительно устроилось на работу в поликлиники города, проверив это прямо поименно.