Очередной скандал в среде политических эмигрантов, казалось бы, завершился. Вячеслав Дианов объявил: «Доступ к группам восстановлен. Евтехеев задержан». Напомним, что Павел Евтехеев, один из администраторов групп «Вконтакте» «Надоел нам этот Лукашенко» и «ШОС», был обвинён коллегами в краже паролей к ним, денег, сим-карт, предательстве дела борцов с режимом и бегстве в родную Беларусь под крыло КГБ. И всё бы ничего, если бы не одно «НО». Обвиняемому высказаться так и не дали. Мы, с моим коллегой Дмитрием Сухим, исправляем эту несправедливость. Право на защиту имеет любой человек, даже преступник. В данной ситуации всё далеко неочевидно. Наша задача — дать слово тем, кому его не давали. Ответы Евтехеева передаем без купюр.
— Павел, как Вы можете прокомментировать обвинения, выдвинутые в Ваш адрес Сергеем Беспаловым?
— Обвинения совершенно не обоснованы. Ситуация даже обратная: две недели назад Беспалов на пару с Диановым, а также Евгением Малаховским, украли у меня встречу «ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ — БЕСПЛАТНЫЙ КОНЦЕРТ В МИНСКЕ», которая, согласно всем договорённостям, под которыми подписался и Беспалов, принадлежала исключительно мне. Сделано это было в целях коммерческого использования: если грамотно всё расписать, то под эту группу можно получить грант от 5000 до 10000 долларов, который потом можно было бы распилить.
— А как быть с утверждением, что после кражи вы выехали в сторону Беларуси?
— Это чистая ложь, потому что я поехал в Варшаву и по своим документам заселился в хостел. Телефон я не отключал, не скрывался. Выехать с территории Польши я не могу в принципе, так как сдал паспорт, когда запросил политическое убежище. Ещё одно сомнительное утверждение — что я был «просто модератором». Я уже второй год вхожу в общую команду stopluka в качестве администратора, которая объединяет все наши ресурсы.
— Ещё Вас обвинили в размещении рекламных постов…
— Я никогда не давал никакой рекламы. Наоборот, Беспалов после того, как украл у меня Ляписов, сделал туда около 150 платных рекламных репостов.
— Перейдём к материальным вещам. Беспалов заявил, что вы украли у него сим-карты и деньги.
— С «симками» история такая. Беспалов привёз из Беларуси по моему заказу 100 сим-карт (цена вопроса — около 50 долларов). Я использовал 44, 5 оказались бракованными. Когда я предлагал Беспалову компенсировать их стоимость (~ 25 долларов) — он отказался брать наличными, однако я, чтобы не оставаться в долгу, оказал ему услуги, связанные с его работой на кампанию «Наш Дом». Когда я, в свою очередь, собирал сумку на его глазах и забрал свои сим-карты — никаких возражений с его стороны не поступало. Также хочу отметить, что каждая моя сим-карта завернута в отдельную бумажку и подписана моим почерком ещё в январе. На самих сим-картах исключительно мои отпечатки пальцев. Сим-карты использовались исключительно в моём телефоне.
— Деньги?
— Никаких денег я не крал. Это бред чистой воды. Я что, с ума сошёл? Беспалов даже выдуманную сумму запомнить не мог, может, к тому моменту от «наркоты» ещё не отошёл: мне он называл сумму 500 злотых, Владимиру Кумцу — 100 злотых, Олегу Шрамуку — 100-200, позавчера в полиции — 150 злотых и т.д. (скрины предоставлены, прим. авт.)
— Так же многие СМИ активно пишут, что в последнее время Вы начали активно критиковать деятельность оппозиции и некоторые оппозиционные сайты, в частности Хартии’97…
— Критика и аналитика — это немного разные вещи. Для группы «Надоел нам…» я разрабатывал концепцию двух проектов: хорошо монетизированный ресурс и создание off-line-организации за счёт собственной коммерческой прибыли. Естественно, в первую очередь мне нужно было проанализировать все слабые стороны уже существующих проектов, чтобы не допускать подобных ошибок.
— Как быть с заявлением в полицию? Беспалов его действительно написал?
— Действительно, заявление он написал. Но сделал это только после того, как я сам пошёл в полицию с журналистами, чтобы разоблачить всю его клевету. Мы оба были в участке, заявление он написал при мне. Я же при этом — ничего даже сказать не мог полицейским: я не знаю польского — они меня просто не понимали. Меня задержали — я сутки просидел, дожидаясь переводчика и следователя. Потом дал разъяснения по факту ложного доноса Беспалова — и меня отпустили.
— В самом начале беседы вы говорили о грантах, которые можно получить благодаря группе «ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ — БЕСПЛАТНЫЙ КОНЦЕРТ В МИНСКЕ». А «ШОС» или «Надоел нам…» монетизированы?
— На «Stopluka» и «ШОС» — никогда не брались никакие гранты, не было никакой монетизации и они пока не подконтрольны РЧСС (я в январе 2012 года не допустил, чтобы Дианов со своей девушкой подмяли через меня «Stopluka» под себя). По словам Беспалова, Дианов просил дать ему доступ к ещё не завершённому сайту stopluka.org, чтобы взять под него гранты на «Stopluka» и использовать хостинг для своей фундации. По моим данным, доступа он не получил. Но Беспалов — сейчас повязан по работе на «Наш Дом» с Диановым — так что может быть всякое. Тем более после того, как они связаны общими преступлениями.
— Преступлениями?
— Помимо кражи моей группы, они наняли несколько ребят, чтобы я не дошёл до полиции.
— Вас били?
— Нет. Но были угрозы и был реальный заказ о физической расправе со стороны Дианова и Беспалова: об этом меня предупредили друзья-журналисты. Например, 18.03.2013 бритоголовый «отморозок» Игорь Коктыш угрожал мне убийством прямо в здании Управления по Делам Иностранцев, где ведётся видео-наблюдение. Ещё трое головорезов поджидали в автомобиле. Справедливости ради отмечу: позвонил Дианов — поклялся, что головорезов больше не будет, я могу жить спокойно, а также сказал, что он якобы не причастен к угрозам убить меня со стороны Игоря Коктыша, и пообещал, что Беспалов вернёт Ляписов.
— Весь сыр-бор был из-за денег?
— Да. А также из-за ресурсов в ВК, которым нынешнее РЧСС по информационному потенциалу в подмётки не годится.
— Мы можем говорить о каких-то более или менее конкретных суммах?
— На «Надоел нам …» и «Ляписов», например, можно без проблем взять 5000-10000 долларов на каждый проект просто под распил. На ШОС — поменьше, конечно. Если же встанет вопрос о реальном проведении концерта Ляписов — то и сумма в 100000-120000 долларов вполне достижима.
— Можете назвать конкретные организации, которые могут дать те пресловутые 5000-10000 долларов?
— Нет. У меня нет списка фондов, так как я всегда был категорическим противником политических грантов. У Дианова и Беспалова — такое спрашивать надо, они знают, вот только вряд ли они поделятся такой информацией.
— Чем Дианов и РЧСС занимаются сейчас, после эмиграции в Польшу в полном составе?
— С «Нашего Дома» деньги пилит, обманывая Ольгу Карач: например, завышает технические расходы, приписывает к списку расходов дорогостоящий «софт», который не нужен и, как следствие, на самом деле не приобретается. Там их финансовый директор возмущался — но, видимо, победил Дианов. Хоть под РЧСС — гранты ему по моей информации обломили где-то в мае прошлого года (и вся структура сразу же разбежалась), но он новый «грантосоский» проект замутил на теме политзаключённых. Ну и по конференциям ездит. По словам Беспалова, всякого рода «белорусские дома» — неплохо платят Дианову за выступления (300-400 долларов за каждое). Если говорить в общем — просто личную жизнь устраивает и набивает свои карманы.
— Вы считаете, что ни о какой заботе о стране речи уже не идет?
— Да. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что Владимир Кумец рассказывал: в июне 2011 года Дианов не спал ночами, всё время повторял фразу «Революция будет!» и даже спустил деньги, которые на открытие собственного бизнеса дал ему отец, на печать листовок РЧСС. Правда ли это — я не знаю.
— Какие лично у Вас планы на будущее?
— Сейчас — я уже не знаю. Так как мне пока до конца не понятно, о чём мы договорились с Диановым и Беспаловым — я восстановлен администратором «Ляписов», но суперадминка до сих пор у Беспалова. Это значит, что в любой момент он может меня оттуда удалить, сменить название, исключить участников… Если всё останется так, как есть — рванёт ещё с большей силой: Беспалову, который плотно сидит на наркоте, башню сносит с каждым разом всё больше и больше.
— За что сейчас будете жить? Хорошие ли шансы на политубежище?
— За счёт дистанционной работы, возможно родственники чем-то помогут. До всей этой истории — шансы на политическое убежище были стопроцентными. Сейчас же — даже оценить не могу. Я в целом очень расстроен ситуацией: не могу понять, какого чёрта этого психбольного наркомана вернули в админку «Надоел нам…» после всего того, что он натворил, при том что он вернул мне «Ляписов» без супер-админки. Запутанная история.