Николай Сванидзе отказал «Яблоку» в доверии на выборах в Московскую городскую думу 11 октября. Выступая в программе «Особое мнение», он отметил: «Я, например, собирался голосовать за «яблочников». Но я послушал, что говорит Митрохин о травле Лужкова, и мне стало противно. Мой голос в данном случае г-н Митрохин потерял. Это я ему точно могу сказать». Эта манера обращать внимание не на дела, а на слова при принятии решения о голосовании характерна для части общества, в том числе и для тех, кто, казалось бы, мог бы руководствоваться не эмоциями, а спокойной оценкой.
В чём смысл представительной демократии? Первый и основной – избрать во власть людей, которые будут действовать в ваших интересах при принятии законов и распределении ваших налогов. Разумеется, насколько человек гладко говорит, как он выглядит и что думает по тому или иному вопросу, имеет значение. Но всё-таки это второстепенное. Главное – действия в интересах избирателей, которые голосуют за политика. Тактические инструменты достижения этих целей могут быть разными – от законодательной изощренности до политической интриги.
Общепринятое мнение состоит в том, что политика – это грязное дело. Однако, оно не менее грязное, чем любое другое, где люди добиваются своих целей. Это хорошо иллюстрируется на примере средств массовой информации. Если Николай Сванидзе считает, что его многолетняя сервильная позиция в отношении властей вызывает у приличных людей другие чувства, кроме тошноты, то он заблуждается. Годами быть частью авторитарного режима, вести программы на канале РТР и состоять в «Общественной палате», составить книгу об имитационном президенте Медведеве для него не противно, а вот слова Митрохина о травле Лужкова – да.
Сергей Митрохин имеет ясную цель – в непростых условиях провести «Яблоко» в Мосгордуму, продолжить работу в интересах избирателей и подготовиться к федеральным выборам 2011 и 2012 годов. Вопрос в том, зачем нужна сервильная обтекаемость Сванидзе? Митрохин понимает, что вопрос не в смене персон, а в изменении самой системы власти в стране, в демонтаже авторитарного режима и замене его на либеральную демократию. Иначе в Москве будет то же, что и в Санкт-Петербурге.
Какие перемены с точки зрения устройства власти в этом городе принесла замена В. Яковлева на В. Матвиенко? А замена В. Путина на Д. Медведева? Никаких. Можно утверждать, что и в Москве будет то же самое – смена фасада при сохранении сути. Поэтому выход для граждан не в том, чтобы играть в чужую игру жадных группировок, а в укреплении гражданского общества и формировании массового протеста, направленного на превращение имитационных выборов в реальные. Таким путём можно максимально безболезненно модернизировать нашу политическую систему.
Полезно отметить критику таких усилий другим журналистом – Александром Плющевым. Он вновь озвучил презрительное мнение о выборах в Мосгордуму 11 октября, утверждая, что все участники выборов «сволочи» – как те, кто действует в интересах граждан, так и те, кто работает для бюрократии. Плющев считает, что те, кто стремится к переменам и видит путь к этим переменам в выборах, впадают в «совковость». Однако «совковость» – это, прежде всего, его позиция.
Считать себя человеком маленьким и полагать, что ничего не изменится – это черта коммунистического общества, которое у нас существовало и продолжает разлагаться. И эта эстафета продолжается. Другой чертой большевицкого наследия становится презрение к выборам как инструменту решения общественных задач. Плющев не понимает, насколько его позиция бликает на презрение большевиков к либеральной демократии и их ставку на захват власти.
Если вы не хотите наступать на шнурки, то их следует правильно завязывать. Так же и с выборами: если вы не хотите, чтобы власти наступали на интересы граждан, их нужно правильно выбирать. Нам в России потребуется время, чтобы научиться делать это, у нас сложная история. Но невозможно научиться выбирать, не выбирая. Именно поэтому важно идти на избирательные участки 11 октября и делать свой выбор, обращая внимание не только на слова, но и на реальные дела политических партий, тем самым утверждая своё человеческое достоинство и право жить в нормальной стране.