Алексей Мельников, член партии «Яблоко»:Цена лени

Статьи Леонида Радзиховского, посвященные выборам в Мосгордуму, состоявшимся 11 октября 2009 года, дают ясное представление о том, что получают граждане, которые отказываются голосовать, но при этом надеются, что власти будут действовать в их интересах. Это современный вариант сказки «По щучьему велению», но с печальным концом. Сам Радзиховский указывает на этот несчастливый финал.

В первой статье он описал автомобильные пробки, во второй — переполненность метро, в третьей — уплотнительную застройку в районе метро «Аэропорт» и высказал справедливую мысль о необходимости «коренного изменения практики строительства в нашем городе». Публицист отмечает, что явка на выборы в Московскую городскую думу невелика. Это действительно так. В таком случае, автомобильные пробки, загруженность метро и продолжающиеся уплотнительные застройки можно рассматривать как результат рецепта «лежать на печи» — не ходить на выборы в надежде, что власти сами исправят ситуацию. Но это не происходило раньше, не происходит и сейчас, и вряд ли изменится после 11 октября. Всё останется по-прежнему: пробки, духота в метро и застройки.

Леонид Радзиховский подчеркивает, что он — человек небольшой, и от него ничего не зависит. Есть «закон больших чисел», и что такое он, ничтожный атом? Будет ли он писать в блоге или нет — всё равно. Читают его 15 тысяч человек или 200 — это не имеет значения. Он и его читатели выглядят здесь как пылинки. В связи с этим легко понять, почему возникает рекомендация не ходить на выборы. И логично, что из таких взглядов возникает мысль о том, что «выбирать не из кого» и «интриг на выборах нет». Если все лишь атомы, которые остаются дома, то откуда может взяться интрига? Как появятся партии, способные вести диалог с авторитарными властями с позиции силы, если большинство избирателей готово предложить лишь скрип диванных пружин в день голосования?

Однако интересен другой вопрос: чем руководствуются наши соотечественники, которые все же идут голосовать? Например, на выборах в Мосгордуму в 2005 году это примерно 30% избирателей. Вероятно, у многих из этих людей есть иные представления, не основанные на «законе больших чисел», а на личных интересах. Это можно выразить так: «Я буду голосовать за тех, кто будет работать в моих интересах, остальные пусть сами решают». Это очень здоровая установка, схожая с тем, что наблюдается в либеральных демократиях Европы и Северной Америки. Эта часть общества понимает, чего хочет от своих избранников.

Выборы в политике схожи с потребительским выбором в экономике. Кажется, что избиратели голосуют за политиков, однако экономисты сказали бы, что граждане выбирают определенный набор «общественных благ и услуг», то есть те товары и услуги, которые невозможно потребить исключительно в личных интересах. К ним относятся услуги правопорядка, здравоохранения, образования и создание комфортной городской среды. Да, как и на потребительском рынке, не все на рынке политических партий может устраивать. Тем не менее, как и при личном потреблении, люди выбирают то, что доступно им в данный момент, исходя из своих средств и предложений на рынке.

Например, образец «умеренности и аккуратности», соправитель нашего президента В.В. Путин мог бы, возможно, как Р.А. Абрамович, плавать на самой большой в мире яхте, но его заработной платы хватает лишь на покупку «Нивы». Конечно, одного депутата от партии «Яблоко», Митрохина, недостаточно для решения всех проблем с уплотнительными застройками в 10-миллионном городе, даже с учетом всей той большой работы, которую «Яблоко» проводит совместно с инициативными группами граждан.

Правильно было бы принять общее решение, чтобы Генеральный план развития Москвы на предварительной стадии обсуждения был согласован с инициативными группами избирателей. Такой подход был бы гораздо более эффективным для решения задач, о которых говорит Леонид Радзиховский в целом. Но это также позволило бы многим избежать лишних затрат времени, нервов и денег. Именно для этого и нужны выборы: чтобы провести в власть депутатов, отражающих интересы граждан в достаточном количестве для утверждения в Мосгордуме той версии Генерального плана, которая устроит избирателей.

Западная цивилизация выработала простой, удобный механизм для этого — конкурентные выборы с голосованием один раз в два, четыре, пять лет. Проголосовал — «голова не болит». И нет необходимости депутату Митрохину годами ездить по строительным объектам и вместе с гражданами защищать дворы, парки и скверы от застройщиков. Строительным компаниям не нужно подкупать управы, оплачивать услуги милиции. Нормальное голосование помогает убрать из нашей жизни целый ряд негативных явлений.

Эта логика также касается проблемы пробок. Если граждане изберут Мосгордуму, состоящую более чем наполовину из представителей, зависимых от граждан, возможно, произойдут изменения и в утверждении городского бюджета, с иными направлениями расходов и большей экономией. Можно рассмотреть и дополнительные возможности для развития дорожного строительства без использования бюджетных средств, в частности, концессионное законодательство, которое на протяжении многих лет поддерживает «Яблоко».

Трудно сказать, удастся ли создать именно такую Мосгордуму 11 октября 2009 года. Проблема в том, что у нас часто рассуждают по принципу «всё или ничего». Однако, независимо от результатов, разумно делать шаги в правильном направлении — идти голосовать. Даже если более чем на одну треть Московская городская дума будет состоять из представителей демократической оппозиции, это будет огромным шагом к созданию настоящего городского парламента.

Первый шаг был уже сделан гражданами в 2005 году, когда они избрали во Мосгордуму фракцию «Яблоко-Объединенные демократы». Даже имея меньшинство в парламенте, фракция сумела продемонстрировать, как нужно работать в интересах избирателей. Понять, что «по щучьему веленью» ничего не произойдет — крайне важно. Московской бюрократии будет удобно, если граждане надеются на «щучье веленье», не пойдут голосовать и не будут контролировать выборы. Для решения этой задачи в Москве достаточно всего лишь 10 тысяч человек.

Пусть 11 октября мы станем активными, неудобными для бюрократов гражданами, а не безвольными нулями. Если кто-то считает себя нулём, пусть добавит к себе единицу слева для большей психологической уверенности. Тогда, согласен, и рука в день голосования не дрогнет.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы