Мишка, Мишка, где твоя улыбка?

История с выдвижением «на дистанцию четвёрки первачей» и снятием Ю.М. Лужкова интересна тем, что ещё раз подчеркивает маргинальность так называемой «радикальной оппозиции» различных оттенков, одновременно демонстрируя её системную роль. В чём же заключается эта маргинальность? Оппозиция независима в том смысле, что властные перемещения от неё не зависят. У неё был краткий период симпатии к Д.А. Медведеву после принятого им формального решения о снятии Ю.М. Лужкова. Главный по должности в стране «Мишка» был чуть ли не признан главой радикалов; восторженно кричали, что «Медведев становится самостоятельным политиком!». Была также пора самолюбования: «мы этого хотели!». Однако вскоре «потемнело синее море», и возник вопрос: «почему он не объясняет, за что снял Лужкова?». В конечном счёте, первоначальная экзальтация радикально обрушилась в глубины ругани. В итоге стало ясно, что и так довольно пустая кампания против Ю.М. Лужкова ушла в песок, и на Москву посадят человека системы. «А там он будет нами править по-прежнему».

С психологической точки зрения, эта история интересна тем, что ещё раз показывает, в каком иллюзорном мире живут радикалы, как они любят взвинчивать себе нервы фантазиями и как жестоко для них разочарование. Понятно, что для такого типа мироощущения рефлексия собственных действий опасна — она может разрушить иллюзорный мир. Поэтому радикальная беспамятность и вечное увлечение чем-то новеньким не только компенсирует разочарования, но и служит инструментом сохранения иллюзий.

Обанкротилась так называемая «Солидарность», «союзы» и «выборы»? Ничего, срочно придумаем и слепим новое движение-лозунг. Что-то там «против произвола и коррупции». Провели пару митингов и, несмотря на достаточно серьёзную рекламу, убедились, что массовой поддержки нет? Не страшно, как можно скорее нужно придумать что-то новенькое вместо мертворождённой «коалиции». Создадим партию и назовём её, пройдя с хрустом по отеческим гробам, партией «Народной свободы». Это примерно то же, что и сделала «Единая Россия» с лозунгом Белого Движения — присвоила то, что ей не принадлежит, воспользовавшись общероссийским достоянием. Теперь радикальные декларанты смеются следом.

А в чём же системность радикалов? В том, что они не представляют угрозы существующей системе. Ни в сущностном отношении, ни в конкретно-политическом. То, что время от времени радикалы могут привлекать к себе людей, действительно связанных с серьёзным противником олигархических интересов, не меняет сути — это всего лишь эпизоды. Системе нужно карикатурное пугало, чтобы продемонстрировать, что альтернативы ей нет. На эту роль и годятся радикалы со всей их суетной чепухой.

Когда на трибуну к радикалам поднимается В.И. Новодворская, сам этот факт показывает глубину падения радикального крыла российской политики, именующего себя «демократическим». Именно единение с известной своими чудачествами В.И. служит зримым выражением того, что всё это политическое направление ничто. Хотя к В.И. можно относиться по-разному, понятно, что ничего серьёзного в политическом отношении это направление никогда не представляло и сегодня не представляет.

Очевидно, радикалам хочется верить в то, что Д.А. Медведев забирает власть у В.В. Путина. Всегда приятно иметь дело с более слабым партнёром. Но, пожалуй, это иллюзии, и вместо улыбчивого «Мишки» виден совсем другой его обладатель, готовый, при случае, «отоварить дубинкой». Таков уж путь радикалов — при всех лозунгах осознавать собственное бессилие, верить, надеяться на «Мишку» и ловить его очередную улыбку.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы