Республиканский марш во Франции является явлением, сопоставимым с протестами в Москве после кражи голосов на выборах декабря 2011 года, а также с маршами мира в марте и сентябре 2014 года. Главное содержание этих событий заключается в поддержке гражданами европейских ценностей. В Европе это подтверждение данных ценностей, а в России – шаг к ним.
Однако ключевое значение республиканского марша во Франции заключается в наглядной демонстрации для россиян того, что на самом деле представляет собой Европа. Европейцы сделали для России что-то такое, о чём, вероятно, и не догадываются. В один телевизионный вечер в России была вылита в канализацию годами копившаяся государственная пропагандная гниль. Оказалось, что пропаганда на госТВ годами обманывала – массы в Европе не отчуждены от политики.
Выясняется, что политика это вовсе не только «торг элит», а общее гражданское дело. Европейские лидеры не прячутся в кабинетах и не мчатся по зачищенным от людей улицам на боярскую инаугурацию. Они встают в первые ряды и ведут за собой граждан. Противоречия внутри Европы перед лицом её единства оказываются ничтожными – лидеры Германии и Великобритании встают плечом к плечу с республиканской Францией.
К тому же стало очевидно, что миллионы на улицах не обязательно означают побоища, погромы или захваты зданий. Это вдохновляющий пример основанной на свободе и праве европейской политики. Российское руководство годами живёт в страхе, что если начнутся политические перемены, то они могут обернуться лавиной, которую невозможно будет остановить.
В качестве альтернативы выбрана стратегия крепления «единства» кованными золотыми скобами, купленными за проданную нефть, а также сшивания страны двойным вертикальным швом, вложив наручники в карманы граждан. Ничем хорошим такое охранительство не обернулось и, что самое важное, не смогло создать цивилизованной оппозиции. Зато вырастило политических люмпенов и сформировало улицу, которая не желает думать.
Экономический кризис только добавляет озлобления, продвигая его всё шире и не давая гражданам возможности найти выход через выборы или провести в власть своих представителей. Вдохновляющий пример Европы одновременно подчеркивает пропасть между Европой и современной Россией. Там заполняющиеся улицы и площади являются инструментом либеральной демократии. Здесь, при нежелании что-либо менять, плеснувшая на улицы политика может иметь разрушительные последствия и обернуться «русской рулеткой».
Если, конечно, шествия не станут частью политики свободных выборов и реализации эффективной социально-экономической программы. Парижские улицы и площади опустели, отпустив по домам миллионы людей. Далёкая Москва завалена снегом. Русла московских бульваров и проспектов, хранящих тепло свободной стихии, стоят пустыми. Они ждут и надеются, не зная и не понимая своего будущего.