Опять пахнуло чем-то затхлым

Похоже, Владимир Путин решил, что «мой дом – моя крепость». А если есть крепость, то, значит, есть и враги. Враги внутренние и враги внешние. Но в то время как с врагами внутренними за последние полгода, кажется, «навели порядок» — принятый ряд законов позволил в лучших традициях «уголовного кодекса» эффективно наказывать любого, кто осмелится проявить инакомыслие, — с врагами внешними, как видно, возникли проблемы. Они (враги) стали явно вести себя нагло, например, позволив себе посягнуть на святое — на «Газпром».

Сегодня президент Путин подписал указ, суть которого сводится к одной фразе: «упражняйтесь там на своих Майкрософтах и Гуглах, а наше посконное трогать не смейте!» Этот документ запрещает компаниям, входящим в перечень «стратегических предприятий», предоставлять какую-либо информацию или изменять условия контрактов, если требования поступают от органов иностранных государств, международных организаций, союзных объединений и контролирующих органов этих структур.

Список стратегических предприятий выглядит достаточно забавно, включая не только всенародно известный Уралвагонзавод, но также «Газпром», Роснефть, Аэрофлот, банк ВТБ, ОАК и ОЗК. Ясно, что изначальный замысел заключался в том, чтобы защитить «Газпром» от антимонопольного расследования в ЕС. Однако нельзя было писать указ только для «Газпрома», поэтому и остальные компании оказались под ударом.

Тем не менее, очевидно, что для «Газпрома» этот указ — не защита, а скорее источник проблем. Запросы на информацию в рамках расследования будут поступать в большом количестве, и за задержку или отказ предоставлять данные грозит штраф. Никакие ссылки на то, что «уполномоченный государственный орган» не успел дать ответ, не спасут от последствий.

Представьте себя на месте руководителя банка ВТБ, работающего в 19 странах мира, где любой запрос регулирующего органа становится делом под строгим контролем. Если российские органы не успели дать разрешение, то это уже повод для уведомления, а в худшем случае — для потери лицензии. То же касается и руководителя Аэрофлота, чьи самолеты совершают рейсы в более чем 50 стран, где запросы от авиационных властей — обычное дело.

Не предоставил информацию о рейсе — не получил разрешение на взлет, и это может закончиться экстренной посадкой. Или подумайте о руководителе ОЗК, который при поставке зерна может столкнуться с запросами от местных регуляторов. Не предоставил справку вовремя — и судно разворачивается с грузом, а такие инциденты могут привести к потере позиций на рынке.

Владимир Путин не раз демонстрировал свою приверженность к советским символам. Его решение восстановить в правах советский гимн — лишь пример того, как он стремится вернуть символику и практики минувших дней. Однако данная инициатива лишь усугубит взаимодействие российских госкомпаний с международными регуляторами.

Подписав этот указ, президент Путин, по сути, подтвердил те обвинения, которые говорят о том, что «Газпром» используется для достижения политических целей. С такими друзьями «Газпрому» враги не нужны.

Оцените статью
Ритм Москвы