Почему самолеты не летают?

«Российские самолёты не должны проигрывать иностранным по своим характеристикам» — заявил Президент Медведев на совещании Совета безопасности, посвященном вопросам развития авиационной промышленности. Однако, результаты пока не оправдывают ожиданий. Почему так происходит? На этот вопрос Президент не ответил, и сложно сказать, нашли ли другие участники совещания ответы. Я тоже не смогу дать однозначный ответ, но могу выделить одну важную составляющую.

Качество современного самолета и его конкурентоспособность во многом зависят от наличия надежного двигателя, который должен работать безотказно и рационально использовать топливо. Увы, советский авиапром не успел создать свой собственный двигатель, а последний продукт — ПС-90А — так и не был доведен до нужных параметров. Наработка на отказ у этого двигателя в три-четыре раза ниже, чем у иностранных аналогов, а расход керосина остается на том же уровне.

Разработчиком и производителем ПС-90А является комплекс «Пермские моторы». В начале 2000-х контрольный пакет акций принадлежал «Интерросу» и американской компании Pratt&Whitney. На основании акционерного соглашения «Интеррос» фактически оказался контролирующим акционером. В те времена мне посчастливилось работать в «Интерросе» и заниматься данным проектом. Американцы, по сути, были конкурентами (также производят двигатели), но в данной ситуации стали партнерами.

PW не имела в своей линейке двигателя аналогичной мощности, разработка нового потребовала бы времени и значительных финансовых затрат. Поэтому они решили участвовать в доработке существующего двигателя, разобрались в его проблемах и предложили использовать свои знания и технологии для решения этих вопросов. Так и получилось настоящее «совместное предприятие».

Однако возникла одна проблема. Американцы начали беспокоиться о вопросах интеллектуальной собственности и попросили российское правительство предоставить права на использование с обязательством выплаты роялти с каждого проданного двигателя. В ответ на это российская сторона предложила выкупить интеллектуальную собственность за 800 миллионов долларов, что было сопоставимо со стоимостью разработки нового двигателя. В результате американцы отказались от этой идеи.

«Интеррос», по просьбе правительства, продал свой пакет акций «Пермских моторов» банку ВТБ, который теперь просто удерживает их, не предпринимая никаких действий. В итоге двигатель остался недоработанным и непригодным для современных самолётов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы