Сергей Собянин становится мэром Москвы. В памяти остаются его образы из «лихих» 90-х, когда он занимал пост члена Совета Федерации. Это был удивительно спокойный и рассудительный человек, с которым всегда можно было найти общий язык и договориться. В то время среди политиков встречались и более буйные натуры, готовые на все ради своей позиции.
После кризиса 1998 года мы пересекались несколько раз, и он всегда сохранял cordialность, не делая вид, что не замечает. Если нужно было, он назначал встречи, будучи уже губернатором, и ни разу не переносил. Но это всё уже в прошлом. С 2004 года наши пути не пересекались.
Как губернатору Тюменской области ему повезло — регион хоть и не нефтяное Эльдорадо, как Ханты-Мансийск и Ямало-Ненецкий округ, но и не был безнадежным, как Вятка или депрессивное Иваново. Здесь немного нефти, хорошее сельское хозяйство и развитая промышленность — регион, который мог прокормить себя без особых подачек из Москвы.
Тем не менее, из его губернаторского опыта не могу сказать, что он обладал политической силой. Тюменская элита на протяжении всего постсоветского времени стремилась подмять под себя нефтяные округа с их бюджетами, но ей этого так и не удалось. Это означало, что ему не удалось одолеть нефтяных «генералов».
Каков он будет в роли мэра? Ответить на этот вопрос сложно. Слишком многое зависит от его характера, от тех договоренностей, которыми он себя окружил, от людей, с которыми будет формировать команду, и от того, удастся ли ему выстроить отношения с москвичами, которые его не выбирали и неизбежно будут воспринимать как варяга. Поживем — увидим.