Пора заниматься генной инженерией!

В ходе недавно прошедшего съезда «Единой России» всерьез обсуждалось предложение провести весеннюю сессию Госдумы под лозунгом «Малый бизнес» и принять законы, которые давным-давно пылятся на полке. Публично было заявлено, что партия «Единая Россия» и исполнительная власть в лице министерств и ведомств готовы вести диалог с бизнесом.

Тем не менее, всего через несколько дней московское правительство продемонстрировало, как вести такой диалог, снося десятки строений, в которых работал тот самый малый бизнес. После этого на страну посыпался вал противоречивых заявлений от чиновников разного уровня. Сначала утверждалось, что эти строения были самовольно возведены и не имели никаких документов. Однако когда выяснилось, что документы существуют, и суды подтвердили права собственности, московский мэр охарактеризовал их как «бумажки», полученные «явно жульническим путем». При этом никто так и не смог предоставить доказательства этого жульничества, и за него не понес ответственности ни один московский чиновник.

Апофеозом словесных интервенций стало заявление главы президентской администрации Сергея Иванова, который заявил: «Эти гадюшники (снесенные строения) не имеют отношения к так называемому малому бизнесу, поскольку, как правило, являются рассадниками криминала и антисанитарии.» Так и хочется задать ему вопрос: «А теперь в России везде с криминалом будут бороться с помощью бульдозера и без решения судов? Может, нам тогда стоит продать полицейские Форды и Мерседесы, а их пересадить на бульдозеры?»

Предполагаю, что ни Сергей Иванов, ни Сергей Собянин по Москве не передвигаются на метро или рейсовых автобусах. Подозреваю, что даже за продуктами в магазины не ходят. А цветы для своих женщин приказывают покупать адъютантам и помощникам. Им невдомек, что снесенные ларьки компенсировали недостаток торговых площадей в городе и помогали жителям быстро приобретать необходимые товары. Да, архитектурная привлекательность этих строений была невысока. Но разве не помним, что пустые площади перед остановками метро или автобусов – это наследие советского прошлого, когда власть не считала нужным производить товары для населения?

Вспомним, например, гостиницу «Красные холмы», нарушившую ансамбль Красной площади, или монументальный памятник Петру, который появился на стрелке, не имея очевидной связи с местом. Или предлагаемый к постановке на Боровицкой площади памятник князю Владимиру – эстетически ли они привлекательны? Если следующему мэру они не понравятся, он сможет снести их в любой момент.

История со снесенными ларьками более красноречиво говорит о реальной политике российских властей, чем их многочасовые речи и пресс-конференции с заранее согласованными вопросами. Этот случай показал, что любая бумажка, выписанная российским бюрократом, имеет значение ровно до тех пор, пока этот бюрократ сидит в кресле. Любой следующий может объявить ее недействительной, или, в крайнем случае, заменить на новую, более красочную, с голограммой и золоченым гербом.

К тому же в этот момент российская власть, включая президента Путина, осознала катастрофическую ситуацию с бюджетом и объявила о начале «новой приватизации». Не буду обсуждать, что к приватизации, т.е. уменьшению роли государства в экономике, продажа мелких пакетов акций не имеет никакого отношения – это отдельная тема.

Привлекательность любых активов, в том числе и российских, в значительной мере определяется тем, насколько хорошо защищены права собственности на них. Оставим в стороне вопрос антироссийских санкций, введенных западными странами, которые сделали Россию малопривлекательной для иностранного бизнеса, увеличив политические риски. То, что случилось в Москве, и как высшие должностные лица описали свое отношение к малому бизнесу и правам собственности, будет внимательно изучаться юристами. И не трудно догадаться, к какому выводу они придут.

А если информации о московских ночных погромах недостаточно, к досье будет прикреплен документ возражений, направленный Россией в Окружной суд в Гааге, в котором говорится: «арбитражный суд не обладал юрисдикцией в отношении данного спора, поскольку истцы осуществили свои псевдоинвестиции в нарушение российского законодательства». Получается, что компании, долгое время являвшиеся акционерами ЮКОСа, приобрели эти акции незаконно. Как бы там ни было, через двадцать лет российское государство может объявить любую сделку по приобретению акций незаконной. И в правительстве считают это правильной PR-кампанией для поддержки новой приватизации?

На самом деле, ситуация гораздо печальнее, чем кажется. Мы должны осознавать, что сегодня «правильным» чиновником в России является тот, кто не имеет выбора, как кошмарить или не кошмарить частный бизнес. Для «правильного» чиновника частный бизнесмен – это классовый враг, с которым можно сосуществовать лишь временно. «Правильный» чиновник уверяет, что счастье и процветание стране может принести лишь он или его подконтрольная госкомпания. Наиболее адекватной формой антикризисной политики для них является повышение налогов и перераспределение бюджетных средств в свою сторону. Одним словом, «правильным» в нашей стране сегодня является генетически мутировавший чиновник. И если так, без генной инженерии России не выбраться из кризиса.

Кстати, не запросит ли Генеральная прокуратура или какая-нибудь московская инстанция у Кремля документы, подтверждающие правомочность существующих построек? Насколько соответствует возведенная стена требованиям пожарной безопасности и не ограничивает ли она возможность быстрой эвакуации обитателей и посетителей в экстренных ситуациях?

Оцените статью
Ритм Москвы