Новость о грядущем уходе Владимира Якунина с поста руководителя «Российских железных дорог» подтолкнула к разговорам о возможных серьезных изменениях в ближайшем окружении президента России. На мой взгляд, такая гипотеза слабо обоснована, а ее авторы, скорее, выдают желаемое за действительное.
Во-первых, Владимир Якунин, один из основателей кооператива «Озеро» и старый знакомый президента Путина, начал свою карьеру под его крылом с 1997 года, когда Путин стал руководителем Главного контрольного управления Администрации президента. Пик влияния Якунина пришелся на первые два президентских срока Путина, когда он часто появлялся на федеральных телеканалах, а его интервью публиковались в различных журналах. Однако, его исключительная близость к президенту, похоже, закончилась в 2007 году, когда Путин начал операцию «Преемник». В то время Якунин стал позиционировать себя как единственного достойного кандидата на пост президента, собирая бюрократический блок в свою поддержку. Это явно не устроило Путина, который, похоже, считает, что в его команде не должно быть «вторых» — и влияние Якунина резко пошло на убыль.
Во-вторых, разговоры об отставке Якунина начались давно и значительно интенсифицировались год назад, когда премьер-министр Медведев на протяжении более месяца не подписывал новый контракт с Якуниным на посту руководителя компании, несмотря на положительное решение Совета директоров. За время после кризиса 2008 года к Якунину накопилось множество претензий, из которых можно выделить основные:
- Компания, ранее прибыльная, после кризиса стала постоянно требовать дотаций из бюджета. Якунин не смог реформировать систему железнодорожных тарифов и лишь предлагал их повышение для экспортеров, что увеличивало число его противников в бизнес-сообществе.
- Реформа компании была заморожена, и ряд вопросов остались «подвешенными» без решения. Например, незавершенность реформы системы пригородных железных дорог привела к массовым остановкам их работы в конце 2014 – начале 2015 годов, что вызвало рост социального недовольства.
- Якунин стал одним из двух руководителей госкомпаний, кто категорически отказался выполнять решение правительства о публикации своих доходов. Это решение, инициированное премьером Медведевым, привело к повторению конфликта между Медведевым и Кудриным, который произошел в 2011 году. В обеих ситуациях Владимир Путин выбрал сторону Медведева, так как тот является для него «политической страховкой».
В-третьих, анализ системы власти, построенной Владимиром Путиным, подсказывает, что у него нет постоянного круга конфидентов для обсуждения имеющихся проблем. Команду Путина лучше всего описывает фраза, приписываемая императору Павлу I: «Дворянин в России — лишь тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю». Поэтому отставку Якунина не следует рассматривать как его изгнание из круга влияния Путина. Он может быть как близок, так и далек от президента, занимая пост руководителя «Российских железных дорог» или находясь на почетной должности в Совете Федерации.
Что касается гипотезы о радикальной перестройке всего окружения Путина, то исторический опыт показывает, что президент не склонен к резким изменениям в команде. Если ему нужно провести такие изменения, он приурочивает их к началу нового президентского срока, который, как известно, ожидается весной 2018 года.