Не зачем, а почему

Максим Шевченко задал наивный вопрос: «Ну скажите, как это (убийство Бориса Немцова) выгодно Путину?» В своём литературно выразительном стиле он предлагает пространный ответ, в котором не только приводится вполне логичный ответ, но и представляется набор других версий, которые могут пригодиться Следственному комитету. Я не обладаю тем же ярким литературным талантом, поэтому мой ответ будет более сдержанным.

До тех пор, пока в России не появится свой майор Николай Мельниченко, который предаст гласности сделанные спецслужбами аудиозаписи, мы не узнаем, что именно, в каких словах и кому говорил Владимир Путин о взрывах московских домов в 1999 году, о смерти Литвиненко, об арестах Ходорковского или Навального, а также о множестве других «политически выгодных» для президента моментах из истории последних пятнадцати лет. Мы не узнаем и о том, что он (или его помощники, или руководители спецслужб) говорил о Борисе Немцове. Однако это не меняет моей оценки того, что главным «бенефициаром», политиком, которому была выгодна смерть Бориса, остается Владимир Путин.

Борис давно сформулировал свою позицию о первопричине многих современных российских проблем, утверждая, что лично Владимир Путин является главным тормозом движения России к современной цивилизации XXI века. Он громко и четко произносил имя своего политического оппонента, представляя опасность не только для Путина, но и для всего правящего режима. Борис угрожал всей путинской вертикали, основанной на узурпации власти и выхолащивании института выборов.

Можно сколько угодно говорить о том, что нынешний рейтинг Путина гарантирует ему победу на выборах. Но все, в том числе и Владимир Путин, понимают, что его победа на президентских выборах в нашей стране равна победе по прыжкам в высоту на Олимпийских играх, что возможно только при условии, что соперников и судей он выбирает сам.

Борис не боялся выборов, смело участвовал в них, не опасаясь ни встреч с избирателями, ни дебатов с оппонентами, ни жесткого противодействия бюрократии. Он мог проиграть выборы, но это не останавливало его от участия в следующих. Путин хорошо понимал, что с каждой выборной кампанией сила политического влияния Немцова растет.

Убрать его с политической сцены можно было только с помощью смерти, и эта смерть становилась политически выгодной для Владимира Путина. Борис угрожал системе кумовского капитализма, позволяя бесконечно «доить» бюджет и финансовые потоки через завышенные тендеры и позиции монопольных поставщиков.

Нельзя забывать, что его публичные доклады, хоть и критиковались за отсутствие новизны, издавались миллионными тиражами на народные деньги и информировали россиян о том, как друзья Путина становились миллиардерами, о неэффективности государственной монополии и масштабах воровства на олимпийских стройках. Теперь таких докладов не будет, и это демотивирует Владимира Путина.

Борис также угрожал системе «телефонного права» и «басманного правосудия», открыто с ними противостоя. Он легко высмеивал коррупцию в судах и бандитско-криминальных силовиков. Его международные связи позволяли общаться с лидерами разных стран, рассказывая о ситуации в России.

Но всё это не отвечает на вопрос «зачем?». Путинская система остаётся на прочной основе и может контролировать ситуацию в стране, используя свои ресурсы. Однако эта система не умеет дискутировать с противниками – она может лишь их уничтожать. Поэтому в тюрьме находятся Ходорковский, Лебедев, Пичугин и многие другие. Поэтому Навальный продолжает путешествовать между домашним арестом и СИЗО. Поэтому произошли случаи надругательства над правом в «болотном деле», где никто не был привлечён к ответственности. Поэтому убивают Надежду Савченко.

Всё это происходит, потому что путинская система, понимающая правило «Есть человек, есть проблема; нет человека – нет проблемы», не может существовать иначе. Вот почему Борис Немцов был убит.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы