Ситуация с Китаем сегодня занимает центральное место в российских обсуждениях. Последние двадцать пять лет эта тема активно обсуждается с разных углов, а в последние месяцы российско-китайское экономическое сотрудничество, особенно в области добычи и экспорта природных ресурсов, значительно расширилось. Почему Китай активно развивается в этом направлении, неоднократно озвучивалось, а вот о причинах, почему Россия идет на это, мы поговорим в другой раз. Сегодня сосредоточимся на самом Китае.
Я не китаевед, и, хотя у меня не так много знаний о стране, я часто ее посещаю и внимательно наблюдаю за изменениями по статистике и личному опыту. Тема Китая безгранична, и сегодня я ограничусь двумя вопросами: макроситуацией и событиями в Гонконге. За 35 лет, прошедших с начала экономических реформ, Китай прошел фантастический путь. В 1979 году его ВВП был в 2,7 раза меньше, чем у России; сегодня же Китай опережает нашу страну в 4,5 раза и уверенно занимает второе место в мировой экономике после США. Такого стремительного роста в мировой истории не наблюдалось.
Факторы китайского экономического чуда известны: рациональная политика властей, направленная на отказ от плановой экономики и интеграцию в мировую экономику, огромные ресурсы качественной рабочей силы и аграрная структура экономики, оставлявшая пространство для индустриализации и урбанизации. Сегодня Китай стал мировой фабрикой, производящей почти все товары, где ручной труд составляет значительную часть затрат и сроки доставки имеют значение.
В некоторых секторах Китай достиг серьезного технологического прогресса и стал лидером на мировом рынке, однако все еще остается крупным импортером технологий и оборудования. Мы сможем всерьез говорить о Китае как о локомотиве мировой экономики, только когда он начнет массово экспортировать свои технологии. На данный момент назвать китайскую экономику полностью рыночной нельзя — государство контролирует цены, валютный курс и процентные ставки, и существуют ограничения на мобильность рабочей силы.
На недавнем Третьем Пленуме ЦК КПК были озвучены новые перспективы экономических реформ. Анализ показывает, что предыдущая скорость реформирования недостаточна, и в ближайшие пять лет власти Китая намерены предпринять значительные шаги вперед, основываясь на недавних результатах. После глобального кризиса темпы роста китайской экономики начали снижаться с 9-10% до 7,5% в год. Согласно последнему отчету МВФ, ожидается дальнейшее снижение до 5-5,5% к 2025 году. Это может свидетельствовать о том, что движущие силы китайского чуда исчерпаны.
Анализ показывает, что быстрый экономический рост достигается за счет внешнего спроса, и Китай не является исключением, пока этот рынок не показывает знаков перенасыщения. После глобального кризиса 2007-2009 гг. вклад чистого экспорта в рост ВВП Китая обнулился, а в некоторых кварталах стал даже отрицательным. Это свидетельствует о том, что мировая экономика не может потреблять больше китайских товаров, возможно, из-за их избыточного производства или роста цен на рабочую силу.
Ситуация усугубляется тем, что даже США начали открывать заводы на своей территории, что тоже указывает на замедление китайской экономики. В таких условиях основными источниками роста остаются внутреннее потребление и инвестиции. Однако с учетом того, что доля сельского населения, которое значительно беднее, составляет почти половину, потребление не может расти слишком быстро. Это также может замедлить темпы урбанизации и роста доходов городского населения.
Есть вероятность, что, если китайская экономика действительно нуждается в «капитальном ремонте», она не станет первой в мире в ближайшие десять лет, как предполагали многие аналитики. Важно понимать прогнозы роста китайской экономики, поскольку для многих стран, включая Россию, Китай является значительным рынком сбыта. Замедление роста в Китае, по оценкам МВФ, может отразиться на российской экономике, где на каждый 1% замедления китайской экономики приходится потеря около 0,12 процентных пункта роста.
Теперь о событиях в Гонконге. За всю историю реформ, начиная с событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, китайские власти ограничивали развитие демократических процессов. На сегодняшний день трудно назвать Китай коммунистической страной; скорее, это страна, где власть принадлежит бюрократии. Компартия сегодня больше похожа на институт, который сочетает в себе функции стратегического планирования, подготовки бюрократов и контроля.
В долгосрочной перспективе, по мнению экспертов, запрос общества на демократические ценности возрастет, хотя власти пока не готовы к значительным изменениям. События на Украине, приведшие к смене власти, обеспокоили китайское руководство, появилось больше риторики о противодействии внешнему влиянию и ограничении роли НКО. В последнее время в Китае активно обсуждаются идеи по проверке финансов НКО и ограничения деятельности иностранных агентов.
Гонконг находится в состоянии интеграции с материковым Китаем с 1997 года, но при этом принцип «Один Китай — две системы» становится все более непростым. Массовые протесты показывают, что китайские власти стремятся устранить английское наследие в системе власти Гонконга. Гонконг, как финансово-экономический центр, имеет большее значение для Юго-Восточной Азии, чем для материкового Китая, что делает контроль над ним важным для Пекина.
Однако усилия Китая по укреплению своего влияния сталкиваются с общественным мнением, которое стремится к большим свободам и подотчетности местной власти. Исход этого противостояния пока не ясен, так как местные власти могут не иметь достаточно сил для подавления протестов, а протестующие могут не устать от борьбы. Перед Пекином стоит сложный выбор: идти на уступки или применять силу, и оба сценария не выглядят привлекательными для власти.
Таким образом, ситуация остается напряженной, и будущее обоих регионов — как Китая, так и Гонконга — будет зависеть от хода этих событий.