Про Будапештский меморандум 1994 года предлагаю не вспоминать. В нем четко указано, что Россия обязуется «уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины», а также «воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной целостности или политической независимости Украины». Инструментом, с помощью которого Россия обходила эти обязательства, стало правительство Януковича/Аксенова в восточных областях Украины. Кроме того, обязательства помощи со стороны США и Великобритании по этому меморандуму касаются весьма специфических ситуаций – «в случае, если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия». Поскольку, слава Богу, речь о применении ядерного оружия со стороны России не идет, то и помощи от Вашингтона и Лондона ждать не следует.
Совершенно несерьезно предполагать, что США или НАТО решат использовать свои вооруженные силы на территории Украины по решению администрации Обамы. Не тот момент, да и не того калибра политик, чтобы взять на себя ответственность за остановку агрессивной войны в Европе. Не следует проводить аналогии с Сербией – там не было захвата сербской территории. Впрочем, это не означает, что действия США на Балканах были оправданы. Милошевич был гораздо меньшим злом для Европы, чем сегодняшняя Россия.
Таким образом, будут жесткие фразы, неучастие в сочинском саммите G-8, а возможно, даже приостановка членства России в «восьмерке». И, вероятно, это все, на что хватит смелости и фантазии у американской администрации. Почему? Это объясняется необходимостью вывоза войск и техники из Афганистана через российскую территорию, ситуацией в Сирии, Иране, Северной Корее. Одним словом, это прагматический подход, реальная политика нашего времени.
Может ли американская администрация предпринять что-то еще? Не включающее применение вооруженных сил, но более действенное и ощутимое для путинского режима, чем отказ поехать в Сочи в начале июня? Я думаю, что да. Попробую пофантазировать. Визовые ограничения для членов Совета Федерации, которые голосовали за ввод войск, и членов их семей. Для командиров воинских частей, идентифицированных в Крыму. Для генералов, которые озвучивают позицию Минобороны. Для журналистов, восхваляющих великого вождя и его мудрость. Для сотрудников МИДа, ищущих оправдания агрессии.
Замораживание долларовых активов российского правительства, Центрального банка, госкомпаний и банков, а также тех, кто попадает под визовые санкции, включая долларовые счета в российских банках. Запрет американским компаниям на любое сотрудничество с российскими госкомпаниями, особенно с Роснефтью и Газпромом. Запрет американским банкам на выдачу кредитов российским госкомпаниям и ведение корреспондентских счетов российских госбанков.
Запрет американским страховым компаниям предоставлять услуги по страхованию и перестрахованию российских государственных компаний. Запрет американским компаниям на покупку российской нефти. Запрет на экспорт в Россию любого технологического оборудования. Необходимо добиться введения аналогичных санкций со стороны Евросоюза, для компаний которого важность российского рынка на порядок выше, чем для американских.
Способна ли американская администрация не просто сказать «нам это не нравится!», а подкрепить свою позицию конкретными шагами? Боюсь, что нет. Потому что это реальная политика…