Отбросьте иллюзии

Центробанк оштрафовал Mail.Ru за отказ нарушить тайну переписки

После этого стоит окончательно оставить в прошлом устоявшийся миф о разделении чиновников на «силовиков» и «либералов». Возможно, такое противостояние и имело место, скажем, в 2004 году, в начале дела ЮКОСа. Но с тех пор кадровая зачистка, будь то сверху или добровольно, привела к тому, что во власти остались только «верные слуги режима».

На деле, ничего либерального в том, что министр финансов Кудрин выступал против раздувания дефицита бюджета, нет. Бюджетная дисциплина — это признак адекватного понимания сути макроэкономики. Контроль за дефицитом бюджета существовал в самых авторитарных и недемократических странах; с другой стороны, испанская, португальская, ирландская и греческая демократии не смогли ограничить свои аппетиты и столкнулись с бюджетным кризисом. Этот кризис, однако, не стал основанием для признания стран PIIGS недемократическими или антилиберальными.

С другой стороны, в России бывший силовик Игорь Сечин, в партнерстве с человеком, который стоит выше кооператива «Озеро», борется за разрушение монополии «Газпрома». Чем это не либерализм? А сам министр финансов Кудрин сделал все возможное, чтобы превратить Россию из федерации в унитарное государство, создав систему распределения налогов, в которой лишь несколько регионов могут чувствовать себя финансово независимыми. Он разрушил механизмы фискального федерализма, созданные в середине 90-х, и заменил их 72-мя видами дотаций, субвенций и трансфертов. Каждое решение о том, сколько и какому региону дать, теперь находится в руках федерального чиновника, а эти чиновники могут подчинить любого губернатора, даже самого сильного и независимого.

Неужели кто-то считает это свидетельством либерализма Кудрина? Теперь мы наблюдаем абсолютно скандальную историю в ведомстве, возглавляемом еще одним записным либералом — Эльвирой Набиуллиной. Требовать от поднадзорной компании, акции которой торгуются не только в России, нарушить конституционные ограничения и штрафовать эту компанию за отказ нарушить Конституцию — это, несомненно, чистейший либерализм.

Никто не должен иметь иллюзий: в нынешней системе власти нет силовиков и либералов, а есть только те, кто в меру своих возможностей так или иначе помогает решать главную задачу — удержание власти. Если для этого необходимо нарушить Конституцию, так в чем дело? В путинской России за это еще никого не наказывали.

Оцените статью
Ритм Москвы