Тимченко – Путин – Гайдар – Собчак

Борис Немцов в своей краткой биографии Геннадия Тимченко описывает начало его бизнес-деятельности следующими строками: «Тимченко – давний приятель Путина. Их знакомство началось в 90-х, когда Путин работал заместителем Собчака и возглавлял департамент внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга. Они, то есть Путин с Тимченко, создали компанию Golden Gate, целью которой был экспорт нефтепродуктов в обмен на продовольствие. Компания экспортирует 100 тысяч тонн нефтепродуктов, но никакого продовольствия Петербург не получил. Депутаты Ленсовета во главе с М. Салье создали комиссию о расследовании афер, связанных с внешнеэкономической деятельностью Путина и мэрии. Результаты работы комиссии были обнародованы, однако до уголовного дела не дошло.»

В докладе «Путин. Коррупция» этому периоду в деятельности Г. Тимченко посвящены три абзаца: «Путин познакомился с Геннадием Тимченко в конце 80-х. В то время Геннадий Николаевич работал на нефтеперерабатывающем заводе в городе Кириши и занимал малоприметную должность в торговом отделе завода. В его компетенцию входила организация сделок по экспорту нефтепродуктов. Первый совместный бизнес Путина и Тимченко начался, когда будущий президент работал заместителем Собчака и возглавлял департамент внешнеэкономических связей. В начале 90-х, время было непростое, не хватало продовольствия, медикаментов, элементарных товаров. Усилиями Собчака мэрия Петербурга получила право продавать металлы и нефтепродукты на экспорт в обмен на продовольствие. Была создана компания Golden Gate, учредителями которой выступили департамент внешнеэкономических связей (Путин) и структуры Тимченко. Вскоре компания продает 100 тыс. тонн нефтепродуктов. По нынешним ценам это около 70 млн долларов. Однако никаких продуктов в Петербург не поступило. Депутаты Ленсовета во главе с Мариной Салье создали комиссию о расследовании афер, связанных с внешнеэкономической деятельностью Путина и мэрии. Результаты работы комиссии были обнародованы, однако до уголовного дела не дошло.»

Представляя читателям начало делового пути Г. Тимченко, стоит выделить три главных вопроса:

  1. На каком основании компания Тимченко получила право на экспорт 100 тыс. тонн нефтепродуктов, по оценке Б.Немцова, стоимостью в 70 млн долларов?
  2. Кто обеспечил административное и юридическое прикрытие незаконного экспорта нефтепродуктов и других сырьевых ресурсов?
  3. Почему исчезновение 70 млн долларов «не дошло до уголовного дела»?

К сожалению, сам Борис Ефимович не ответил на эти вопросы и сразу же перешел к обсуждению других этапов деятельности своего героя, поэтому дополним представленный материал некоторыми деталями.

1. На каком основании компания Тимченко получила право на экспорт 100 тыс. тонн нефтепродуктов? Это основание было зафиксировано в резолюции вице-премьера российского правительства по экономике и финансам Е.Т. Гайдара от 5 декабря 1991 года на запрос председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга В.В. Путина. Из этого документа видно, что разрешение было дано не на 100, а на 150 тыс. тонн нефтепродуктов, что также подтверждено соответствующей справкой. Вся стоимость экспортированных товаров составила не 70, а 124 млн долларов. Лицензия была выдана не на фирму Golden Gate, а на производственно-торговую компанию «Невский дом». Примечательно, что данное решение противоречило новому курсу правительства на либерализацию внешнеэкономической деятельности и его постановлению о моратории на выдачу новых квот и лицензий на экспорт нефти и продуктов её переработки.

2. Кто обеспечил административное прикрытие незаконного экспорта? 31 декабря 1991 года российское правительство приняло Постановление №90, которое предоставило исключительные права по выдаче лицензий только Комитету внешнеэкономических связей при МИД России, аннулировав все ранее выданные лицензии, в том числе и санкт-петербургским КВС Путина. Вице-премьер Е.Гайдар, тем не менее, направил требование руководителю Таможенного Комитета России об исполнении своих решений, что демонстрирует двойные стандарты в отношении выдачи лицензий. 27 января 1992 года Путин потребовал от таможни возобновления отгрузки древесины, ссылаясь на поручение Гайдара. Вскоре Гайдар выпустил новое распоряжение, поддерживающее квоты и экспортные пошлины, выставленные ранее, что еще раз подчеркивает его личную заинтересованность.

3. Почему исчезновение миллионов долларов не дошло до уголовного дела? Личное отношение Путина к чиновнику мэрии оказалось более значимым для Гайдара, чем решения его собственного правительства. В результате экспортные лицензии использовались для вывоза нефтепродуктов, леса и других ресурсов, в то время как обещанные продовольствия и медикаменты в Петербург так и не поступили. Мэр города А. Собчак, проявивший настойчивость в получении экспортных лицензий, не смог обеспечить импорт необходимых товаров, что вызывает серьезные вопросы о целесообразности и законности всей операции.

Оцените статью
Ритм Москвы