Российская экономика последние девять месяцев переживает рецессию-стагнацию. В августе 2012 года сезонно и календарно выровненный индекс реального выпуска (ИРВ), который отражает около 60% объема ВВП, снизился на 0,4% по сравнению с июлем 2012 года. Кумулятивное сокращение ИРВ по сравнению с пиковым уровнем ноября 2011 года составило 1,5%. Уточненные данные за предыдущие месяцы, полученные НИУ-ВШЭ и использованные для расчета ИРВ, немного уменьшили масштабы общего спада в экономике и отдельных секторах, однако по-прежнему подтверждают продолжающийся экономический спад и отсутствие значительных изменений в текущих трендах.
Наибольшее сокращение выпуска наблюдается в сельском хозяйстве (на 26,3%), что отчасти связано с естественным снижением по сравнению с рекордным уровнем, достигнутым в 2011 году. Однако это не объясняет снижение инвестиций на 7,4%, экспорта на 11,8%, грузооборота транспорта и оборота розничной торговли на 0,3%.
Необычной чертой текущей рецессии является продолжающийся (хотя и медленный) рост промышленного производства (за 9 месяцев на 1,1%), импорта (на 2,1%) и реальных располагаемых денежных доходов (на 3,9%). Заметное отличие нынешней рецессии от предыдущей, произошедшей в 2008-09 годах, заключается в значительно более низких темпах сокращения выпуска. Во время прошлой рецессии индекс реального выпуска снижался в среднем на 1,5% ежемесячно, тогда как сейчас — лишь на 0,2% в месяц. Эти более низкие темпы спада позволяют охарактеризовать нынешнюю рецессию как рецессию-стагнацию.
Кроме того, исключительность настоящей рецессии проявляется в том, что она происходит на фоне рекордных доходов федерального бюджета от экспорта нефти и газа, которые в январе-июне 2012 года составили 11,5% ВВП. По методологии NBER, началом рецессии считается месяц, когда был зафиксирован пик выпуска перед кризисом. Поскольку такой пик был установлен в ноябре 2011 года, применение правил NBER к российской ситуации свидетельствует о том, что новая рецессия продолжается уже 10 месяцев.