Андрей Илларионов: Оказывается, это были «шутки»

В свете последних заявлений И. Ясиной и С. Алексашенко стоит обратить внимание на несколько ключевых аспектов. 10 октября 2011 года журнал «Деньги» опубликовал мое интервью, в котором основное внимание уделялось августовскому кризису 1998 года. В частности, в интервью я упомянул следующее: «На основе этой информации я стал говорить о надвигающемся кризисе. В то время мне публично возражали Егор Гайдар, Анатолий Чубайс и Сергей Дубинин. 2 августа 1998 года Дубинин собрал пресс-конференцию в Белом доме, на которую пришло около 300 журналистов. Основным вопросом было: будет ли девальвация рубля? На конференции Дубинин заявил, что я намеренно хочу обвалить рубль, чтобы через своих родственников заработать на Чикагской валютной бирже. Это было ложью. Позже Ирина Ясина призналась, что эта неправда была придумана «четверкой» — Дубининым, Алексашенко, Киселевым и самой Ясиной — на встрече накануне». И. Ясина рассказала мне несколько лет назад о событиях, происходивших в Центробанке перед пресс-конференцией, и именно ее слова были воспроизведены в моем интервью.

История подготовки и распространения этой клеветы была озвучена не впервые. Четыре года назад в более детализированной форме она была опубликована в журнале «Континент»: «2 августа председатель Центробанка Дубинин организовал пресс-конференцию для российских и зарубежных журналистов по актуальной ситуации на рынках. Слова “кризис” старались избегать, но ставки по госдолгу уже достигли астрономических 160%. Каждый новый выпуск ГКО вызывал горячие обсуждения о том, сможет ли правительство их обслуживать. Память об азиатском кризисе была свежей, и пресса волновалась: ждет ли Россию продолжение? На конференцию пришло более трехсот человек, и Дубинин уверял, что ситуация под контролем и никакого кризиса не будет. Кто-то из журналистов спросил: “А как же, вот Илларионов говорит о девальвации?”. На это Дубинин ответил: “Господин Илларионов лжет. Он умышленно пытается обрушить рубль, чтобы его жена, работающая в инвестиционном банке, могла заработать на падении российской валюты на Чикагской бирже”». Ирина Ясина сообщила мне, что решение оклеветать меня было принято накануне пресс-конференции на совещании руководства Центробанка четырьмя людьми: Дубининым, Алексашенко, самим Ясиной и Киселевым. Семь лет спустя Ясина, единственная из «четверки», попросила у меня прощения.

Деятельность Дубинина и его сообщников вызвала интерес со стороны Генеральной прокуратуры. В ходе проверки выяснилось, что некоторые сотрудники Центробанка, включая Алексашенко, активно участвовали в покупках ГКО. Когда я готовил документы для подачи в суд с иском о защите чести и достоинства, прокуратура уже возбудила уголовное дело против Дубинина, и ему вместе с коллегами грозили реальные уголовные сроки. Хотя эти люди объективно заслуживали наказания, я решил не подавать в суд — мне не хотелось крови.

15 октября 2011 года И. Ясина разместила в своем ЖЖ пост «Про ложь». В настоящее время этот пост скрыт, однако его копия доступна в Яндексе: «По поводу того, что Андрей Илларионов – лжец. Я знаю его уже 20 лет, с 1991 года. До сих пор журналисты берут у него интервью как у выдающегося экономиста. Лето 1998 года я помню прекрасно. Тогда девальвация и дефолт еще не были неизбежны, и мы старались их предотвратить. У меня точно не было возможностей, но было желание. В начале июля в какой-то газете Андрей опубликовал статью о неизбежности краха рубля. Девальвация – такая вещь, когда не знаешь, что окажется последней каплей. В столовой для высшего комсостава я пыталась поднять боевой дух, напомнив, что у Илларионова жена – американка, и, возможно, они ставили на падение рубля. Все поржали и вернулись к делу. Через несколько дней прошла пресс-конференция Дубинина, и он неожиданно выдал мою шутку. Я была в шоке, но не осмелилась сказать, что это шутка. Чем руководствовался Дубинин? Борьбой за рубль, конечно. После этого был дефолт и моя жизнь изменилась. Вину я чувствовала постоянно и пыталась извиниться, но он не отвечал. Позже, после событий, мы встретились, и я объяснила ему, что это была шутка. Закрыли тему, расстались тепло. И вдруг эта ложь. Зачем? Хочется оставаться героем?»

Каждый читатель может сопоставить эти тексты и сделать собственные выводы относительно того, был ли принципиально искажен смысл истории о создании и распространении клеветы, а также на основе чего С. Дубинин сделал свои клеветнические заявления. Интересно, что для этих лиц является шутками. В интервью «Деньгам» я также говорил о таких «шутниках»: «Для них шуткой было все: пари, их рекомендации властям по проведению экономической политики, а также кризисы и девальвации, возникающие в результате этих рекомендаций».

Сегодня на сайте опубликовано заявление С. Алексашенко. Оно настолько цинично, что не требует детальных разъяснений, что было отмечено многими комментаторами. Возможно, это еще одна шутка. Однако стоит напомнить, как “шутили” некоторые из упомянутых в моем интервью персонажей. Также следует учитывать, что в 1996-1997 годах, когда произошли описанные события, средняя зарплата в стране составляла 156-166 долларов.

В «Аргументах и фактах» от 22 августа 2001 года сообщалось о том, что некоторые высокопоставленные чиновники играли на рынке ГКО. Имя одного из них было даже внесено в список. Заместитель председателя Центробанка Алексашенко, а также дочери президента Ельцина и другие высокопоставленные лица использовали инсайдерскую информацию для получения прибыли на рынке ГКО.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы