Предыдущие публикации поднимали вопрос о резком контрасте между официальными результатами выборов, озвученными Центральной избирательной комиссией (ЦИК) Беларуси, и источниками независимой информации, такими как опросы общественного мнения и экзит-полы, проведенные организациями, не связанными с властью. Эти материалы показывают, что выборы президента Беларуси, прошедшие 19 декабря 2010 года, были масштабно сфальсифицированы.
На сегодняшний день накоплено достаточно данных, чтобы оценить, как на самом деле проголосовали белорусские граждане. Однако точно выяснить истинные результаты голосования практически невозможно. Существует мнение, что главная задача, поставленная А. Лукашенко перед ЦИКом, была успешно выполнена: явка избирателей составила свыше 90%, а количество голосов, отданных за Лукашенко, близко к 80% (официальные данные — 90,66% и 79,67% соответственно).
Как отметил известный российский эксперт в области электоральной географии Александр Киреев, такие цифры удивительным образом схожи с результатами референдума 2004 года: явка составила 90,28%, а количество голосов «за» — 79,42%. «Не удосуживаются даже придумать новые цифры», — подчеркнул он.
Подготовка к получению желаемого результата началась задолго до дня голосования. Близкие к итогу цифры (74-81% за Лукашенко) обнаруживаются у всех трех организаций, которые получили разрешение от ЦИК Беларуси для проведения предвыборных опросов в день голосования. Также подобные проценты (79-83% за Лукашенко) были зафиксированы в процессе досрочного голосования на участках, где манипуляции с результатами были практически безграничными — в воинских частях, больницах и прочих лечебных учреждениях.
По данным опросов и экзит-полов, проведенных под контролем властей, ни один из оппозиционных кандидатов не получил более 4,5% голосов, а их суммарная поддержка осталась на уровне 21%.
Однако результаты независимых социологических организаций представляют совершенно иную картину. На осень 2010 года поддержка Лукашенко по опросам не превышала 44%, согласно данным агентства NOVAK, находилась в диапазоне от 30 до 40%. В день выборов реальное количество голосов за Лукашенко колебалось в пределах 38-42%, а по данным BelarusWatch, проводившей экзит-полы у белорусских посольств за границей, составило 34%.
Тем временем поддержка оппозиционных кандидатов, В. Некляева и А. Санникова, была значительно выше, чем показывали данные официальных социологических исследований. Во время предвыборной кампании их поддержка находилась в диапазоне 9-21%. Реальные результаты голосования на участках, менее затронутых фальсификациями, а также в день выборов подтверждают эти данные.
На участках в Минске, данные с которых доступны, А. Лукашенко получил 38% голосов, А. Санников — 23,3%, В. Некляев — 10,4%, а Я. Романчука — 9,5%. При реконструкции результатов голосования по Минску у Лукашенко оказалось примерно 35-36% голосов, А. Санникова — 21-22%, В. Некляева и Я. Романчука — примерно по 9-11% каждый.
С учетом известных соотношений и поддержки различных кандидатов по регионам страны, можно сделать вывод о вероятном распределении голосов в целом по Беларуси. Суммарное количество голосов, отданных за оппозиционных кандидатов, составило чуть более 49%. Полученные результаты значительно отличаются от официальных, заявленных ЦИК, а также от данных экзит-полов независимых организаций.
Согласно реконструированным данным, в пользу А. Лукашенко ЦИК мог передать около 36% голосов, отданных за других кандидатов. Результаты голосования в первом туре выборов 2010 года удивительно напоминают результаты первых демократических выборов в Беларуси в 1994 году.
Сформировавшаяся картина показывает, что А. Лукашенко имеет относительно стабильную группу поддержки, которая за последние 16 с половиной лет существенно не изменилась и составляет около 43-45% избирателей. Одним из важных выводов из этого опыта для Беларуси и России является то, что в условиях авторитарного режима политическая оппозиция может участвовать в выборах только при наличии механизмов корректного подсчета голосов. В противном случае участие оппозиции в подобных выборах становится крайне рискованным.
Если оппозиция не может обеспечить честный подсчет голосов на выборах, организуемых властями, ей необходимо создать альтернативные механизмы и процедуры для подсчета голосов, включая взаимодействие с общественностью и гражданским обществом.