Андрей Илларионов: Стратегическая ошибка обоих Владимиров

Сегодня отмечаем 500-летнюю годовщину Реформации, одного из ключевых событий в истории человечества, оказавшего значительное влияние на формирование современного мира. Согласно преданию, именно 31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил свои 95 тезисов на дверях замковой церкви в Виттенберге, протестуя против торговли индульгенциями и требуя реформы католической церкви. Эта дата служит удобным поводом для обсуждения не только протестантизма и католицизма, но и православия.

Православная реставрация

В последние годы одним из самых заметных трендов в деятельности российских властей стала православная реставрация. Ремонтируются старые храмы, строятся новые, и по федеральному закону №327 от 2010 года Русская православная церковь получает в собственность государственное и муниципальное имущество. Это касается даже объектов, которые никогда не принадлежали РПЦ, от протестантских кирх в Калининграде до Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Сотни тысяч людей выстраиваются в многочасовые очереди, чтобы увидеть религиозные реликвии, а кампании, инициированные обеспокоенными верующими против книг и фильмов, вызывающих их недовольство, приобретают масштабы, затрагивающие целую нацию.

В 2013 году оскорбление чувств верующих стало уголовным преступлением, что привело к преследованиям сотен граждан, включая тех, кто был осужден на «двушечку» за панк-молебен. Государственные руководители активно участвуют в религиозных праздниках, посещая службы на Рождество и Пасху, а также совершают паломничества в Херсонес и на Валаам. В эти поездки им якобы указывает путь местный осел, что считается благодатью свыше. На торжественных мероприятиях подчеркивается значение православия как ключевого элемента, создавшего единую русскую нацию и государство.

Православие, как и любая другая религия, представляет собой не только систему верований и представлений, но и определенный набор правил поведения: как между верующими, так и между верующими и неверующими, а также между людьми и властью. Этот кодекс является мощным и долгосрочным фактором, который влияет на различные аспекты человеческой жизни. Влияние религий на экономическое и политическое поведение в обществе стало объектом исследования со времен Макса Вебера. Во многих случаях негативное влияние православия на политическое развитие России подчеркивали отечественные мыслители, от Петра Чаадаева до Дмитрия Фурмана.

Накопленные данные позволяют оценить влияние конфессиональных кодексов на экономический рост стран, где доминирует то или иное вероисповедание. Заметим, что отсутствие религиозных убеждений у большинства граждан не останавливает действие кодекса поведения, сложившегося под влиянием той или иной конфессии. Так, несмотря на широкое распространение атеизма в Швеции, страна по-прежнему сохраняет протестантские корни, Польша остаётся католической, а Россия — православной.

Пять веков конфессиональной конкуренции

График долгосрочного экономического роста в странах Старого Света с 1600 по 1950 годы показывает зависимость от конфессиональной принадлежности их жителей. Среднее значение ВВП на душу населения в протестантских странах было взято за 100%. Соответствующие значения для католических и православных стран представлены в процентах к среднему уровню протестантских стран.

В 1600 году наиболее развитыми странами были католические государства, за ними следовали протестантские, уровень ВВП которых был на 7% ниже. Россия и исламские страны по своему экономическому развитию находились на одной линии, значительно отставая от католиков (примерно на 40%) и протестантов (примерно на 36%). Православная Греция, находящаяся под контролем Османов, была беднее России на 12% и отставала от протестантских стран почти на 44%.

Период 1600-1700 годов ознаменовался быстрым экономическим ростом протестантских стран, в то время как католические государства и другие конфессии значительно отставали. К 1700 году отставание католических стран от протестантских выросло до 12%, а Россия и исламские страны отставали более чем на 48%. Православная Греция имела отставание в 51%.

К 1820 году отставание протестантских стран продолжало увеличиваться: католические страны отставали на 18%, исламские на 57%, а Греция на 52%. Тем не менее, благодаря реформам Петра I и Екатерины II, а также присоединению новых территорий, Россия сократила отставание: от протестантов до 34%, от католических до 20%.

В дальнейшем, в период с 1820 по 1913 годы, протестантские страны продолжали укреплять свои позиции. Отставание от католических стран возросло с 18% до 29%, а от православной Греции с 52% до 61%. В то же время, николаевский застой способствовал дальнейшему увеличению отставания России от Западной Европы, которое к 1913 году составило 61% от протестантских стран и 45% от католических.

С 1913 по 1950 годы положение оставалось практически неизменным: протестантские страны продолжали лидировать, а отставание других групп стран от них не изменилось существенно. В этот период наблюдалось лишь незначительное сокращение отставания между православными и католическими государствами. Мировая экономика сталкивалась с новыми вызовами, и влияние религии на экономическое развитие стран стало предметом глубоких исследований.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы