Самое главное в событиях последних дней – завершение подготовки к нанесению российскими военными удара по Саудовской Аравии и, возможно, Катару. Занятие передовой группой российских вооруженных сил сирийского предполья, эффективная серия терактов в Египте и Франции, успешное проведение саммита G20 в Анталье, продемонстрированный паралич НАТО, приобретение важного союзника в лице Франции, начало обмена с военными США данными о проводимых операциях против ИГ и предложение о реструктуризации украинского долга – все это подготовило и теперь сделало возможным осуществление долгожданной стратегической операции по нанесению массированного удара по военным, инфраструктурным и энергетическим объектам на территории Саудовской Аравии и Катара.
1. На совещании с силовиками в Кремле, состоявшемся 17 ноября, было официально объявлено, что крушение самолета «Когалымавиа» стало следствием теракта. Российские следователи знали об этом как минимум с 2 ноября, когда состоялась встреча Владимиром Путиным с министром транспорта.
2. Спектакль, разыгрывавшийся для публики в течение двух недель, имел целью предотвратить признание теракта Кремлем до окончания саммита G20, чтобы избежать обсуждения возможного ответа России на этот акт террористического насилия.
3. Не теряя времени, анонс о теракте был сделан сразу после завершения встречи в Анталье 16 ноября: «Окончательный вывод будет сделан после завершения экспертиз». В случае взрыва на обшивке лайнера должны остаться следы взрывчатого вещества, которые можно обнаружить с помощью высококлассных специалистов.
4. В тот же день на совещании в Кремле директор ФСБ А. Бортников сообщил о результатах экспертиз, согласно которым на всех исследованных предметах были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Это подтвердило, что на борту самолета в полете сработало самодельное взрывное устройство, что объясняет разброс частей фюзеляжа.
5. Задача, поставленная Путиным 2 ноября, была выполнена к 16 ноября: «Объективная картина» происшедшего была «создана», что позволило объявить о предстоящей реакции: «Мы найдём и накажем преступников, где бы они ни прятались».
6. Характер будущих действий 16 ноября был описан высокопарными словами: «Возмездие неизбежно. Я прошу Министерство обороны и Генеральный штаб представить предложения». В ночь на 17 ноября началось исполнение задачи, и днем Минобороны доложило Путину о ходе операции в Сирии.
7. Тем не менее, это была еще не та кара, о которой говорил Путин. Он указал на правовую основу готовящихся ударов: «Мы будем действовать в соответствии со статьей 51 Устава ООН, предполагающей право на самооборону». Пионтковский заметил, что Путин таким образом получает лицензию на любые удары по странам, которые он сочтет виновными в содействии преступникам.
8. На саммите «двадцатки» Путин также упоминал, что нужно пресекать пути финансирования терроризма, указывая на финансирование ИГ из 40 стран, включая Саудовскую Аравию и Катар. Не случайно пресс-служба Кремля отразила встречу Путина с королем Саудовской Аравии довольно сухо, без подробностей.
9. Объявление ФСБ вознаграждения в 50 миллионов долларов за информацию о террористах также стало беспрецедентным шагом. Можно предположить, что за такую сумму найдутся те, кто сможет предоставить доказательства финансирования ИГ со стороны Саудовской Аравии и Катара.
10. Осуществление российских ударов по саудовским и катарским объектам осложняется тем, что США могут выступить в их защиту. Однако, похоже, текущая администрация США уже отказалась от обязательств по обеспечению безопасности стран Залива.
11. Кремлевская уверенность в том, что США не станут защищать Саудовскую Аравию, укрепилась на фоне отказа от поддержки не только Саудовской Аравии и Украины, но и Франции после недавних терактов.
12. В отличие от реакции НАТО на теракты 11 сентября 2001 года, когда страны-члены подтвердили свои обязательства, после парижских терактов Франция осталась без поддержки, что продемонстрировало слабость НАТО под руководством США. Это привело к сближению Франции с к Кремлем, который предложил Франции сотрудничество.
13. Бдительность Запада ослабилась и в свете изменения кремлевской позиции, связанного с активизацией бомбардировок ИГ, передачей данных США и смягчением в вопросе реструктуризации украинского долга.
14. В результате этих изменений геополитическая ситуация на Ближнем Востоке и в мире заметно изменилась. Саудовская Аравия и, возможно, Катар, могут быть объявлены спонсорами международного терроризма, что даст Кремлю возможность осуществить операции возмездия.
15. Возможные последствия ударов по Саудовской Аравии и Катару для мирового энергетического рынка нужно лишь представить. Отказ США и Великобритании от применения статьи пятой Устава НАТО для защиты Франции означает паралич этой организации и открывает двери для новых агрессий.