Андрей Илларионов: Память, оставленная Гайдаром

Профессор Е. Ясин посчитал необходимым напомнить о Е. Гайдаре, что позволило вспомнить ряд ключевых моментов его биографии и реформ.

Гайдар родился не в 1964 году, когда сняли Хрущева, а в 1956-м. Либерализация цен, произошедшая 2 января 1992 года, не была заслугой Е. Гайдара. Эту меру предприняли Б. Ельцин и Г. Бурбулис, взявшие на себя политическую ответственность. Гайдар планировал провести ценовую либерализацию лишь через шесть месяцев, в июле 1992 года.

В 1990 году Советский Союз импортировал не 40 миллионов тонн зерна, а 33. При этом в 1992 году одна только Россия импортировала 32 миллиона тонн, хотя её население было почти вдвое меньше. Вопрос в том, почему реформы Гайдара не просто не уменьшили зависимость страны от импорта зерна, а, наоборот, усилили её. Главное достижение Гайдара в 1992 году заключалось в том, что он не допустил либерализации цен на хлеб и зерно, сохранив их государственное регулирование и значительно увеличив субсидирование. Это усугубило продовольственный кризис, создав очереди за хлебом в условиях гиперинфляции, а также обеспечив огромные субсидии некоторым участникам хлебно-зернового бизнеса.

Экспорт российского зерна начался только в 1994 году после освобождения цен Борисом Федоровым. Задолженность по оплате фрахта за перевозку зерна действительно имела место, но это происходило не в 1990 году, а в 1991-92 годах. Вице-премьер, которому просили выделить валюту, не мог найти 172 миллиона долларов для этой цели, но нашел 600 миллионов долларов для закупок для угольной промышленности и 6,3 миллиарда немецких марок для субсидий немецким предприятиям. Этот вице-премьер — Е. Гайдар. В те моменты, когда он не подписывал поручения о погашении задолженности за фрахт, он как-то не вспоминал о голоде и угрозе голода в стране.

Хребет российской гиперинфляции сломал не Чубайс, а Борис Федоров. Пытаться отнимать заслуги у настоящих героев реформ — ныне мертвых и неспособных ответить — это мародерство. Профессор Ясин называет Гайдара одним из «пяти признанных героев второй половины ХХ века». По его мнению, Гайдар заслуживает быть первым в этом списке наряду с Людвигом Эрхардом, Дэнем Сяопином, Маргарет Тэтчер и Лешеком Бальцеровичем. Он также сетует, что вклад Гайдара в судьбу экономики не был признан.

Однако, увы, для профессора Ясина такая признательность вряд ли произойдет. Главный критерий оценки экономических реформ — рост экономики, который они способны обеспечить. Хотя результаты Гайдара на фоне успехов других реформаторов, например, через семь лет после начала их действий, говорят сами за себя.

В этом контексте профессор Ясин прав, утверждая, что никто из упомянутой четверки не добивался таких «результатов», как Гайдар. Он единолично смог довести страну до экономического коллапса. Также важным показателем при оценке реформ является инфляция и скорость её подавления. Как здесь выглядят результаты реформаторов и Егора Гайдара, можно увидеть на графиках.

Возможно, многим читателям ранее не доводилось видеть эти графики или сравнивать результаты либеральных реформ Эрхарда, Сяопина, Тэтчер и Бальцеровича с результатами интервенционистских реформ Гайдара. Но у тех, кто пережил эти времена, осталась память об одной из крупнейших в истории нашей страны экономических катастроф, в организации которой значительную роль сыграл Е. Гайдар. Память о днях, когда Гайдар принимал ключевые решения, призывает хранить профессор Е. Ясин.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы