Интервью Михаила Саакашвили телекомпании «Рустави-2» 7 августа 2013 г.

Перевод интервью на русский язык – zzpro.

Ведущий: Господин Президент, прошло уже пять лет после войны 2008 года. Как вы оцениваете дипломатический ресурс для урегулирования проблем с оккупированными территориями? Считаете ли вы, что Россия способна пойти на уступки? Почему Россия может быть заинтересована в этом?

Михаил Саакашвили: Вчера вы могли видеть интервью с нынешним премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Он четко обозначил российскую доктрину: Россия должна пойти на уступки. В первую очередь нам необходимо смириться с тем, что Южная Осетия и Абхазия больше не являются частью Грузии. Во-вторых, нужно признать, что Грузия никогда не вступит в НАТО и евроатлантические структуры. В-третьих, если мы вступим в Евразийский союз, возможно, Россия станет к нам более доброжелательной. В конечном итоге, каждая нация сама решает свою судьбу.

Сейчас мы живем в 21 веке, и грузинская нация вновь стоит перед выбором. Если грузины готовы отказаться от значительной части своей территории и закрыть глаза на надежду на будущее, которое может предложить евроатлантическое пространство с его долгосрочной безопасностью для наших детей и внуков, тогда определенные возможности с Россией, возможно, и имеются. Но я хочу, чтобы мы все понимали: ягненок не может договориться с волком.

В течение всех этих лет мы пытались вести диалог с ними, но наше положение всегда было подчиненным. Мое общение с Путиным было в духе: «Мой дорогой волк, оставь нас в покое». И всегда, когда он угрожал, мы отвечали, что они сильнее, чем мы, и ничего не можем сделать. Этот подход не сработал. Маленький не может бороться с большим. Поэтому к подобным дискуссиям не стоит даже подходить. Если, как нация, мы хотим продолжать жить во лжи, это лишь приведет к самообману.

Ведущий: Вам кажется, что это лишь мечты?

М.С.: Конечно, это мечты. Вы можете называть это мечтами или самообманом. Как лидер, я считаю, что любой нормальный политик должен уважать свою нацию и говорить ей правду, а не строить свои идеи на лжи.

Ведущий: Медведев в своем интервью утверждал, что ягненок не должен говорить с волком. Он указал, что ваша ошибка заключается в том, что вы не ведете переговоры напрямую с Абхазией и Южной Осетией. Как вы считаете, активные переговоры с этими регионами могут принести результаты?

М.С.: Нужно сказать, что Россия практически уничтожила такой субъект, как Южная Осетия. Я об этом говорил и во время войны. В Цхинвали практически не осталось осетин, а только российские войска. В Абхазии абхазы составляют лишь 30%. Мы активно работаем с абхазами, армянами и грузинами, но сказки о том, что Россия не при чем, больше не работают. Сколько лет нас уже водят по одному и тому же кругу. Хождение по кругу имеет свои минусы. Мы постоянно сталкивались с манипуляциями, и не хотелось бы повторять ошибок прошлых лидеров.

Ведь в 2008 году, когда мы начали заниматься вопросами культуры и открыли центры, это стало проблемой для России. Мы работали со всеми народами Кавказа, и это стало одной из причин, по которым события 2008 года ускорились. Россия продолжала бы действовать по старому принципу: «Я ни при чем». Помните, как это было во время войны в Абхазии? Грузинский генерал просил разрешение, а ему отвечали, что он должен оставаться на месте. Россия играла свою игру, управляя конфликтом между народами Кавказа.

Ведущий: В своем интервью Медведев дистанцировался от ситуации, утверждая, что Россия не контролирует эти регионы и приводит примеры недавнего переноса оккупационной линии. Как вы это прокомментируете?

М.С.: Я служил в пограничных войсках СССР, и даже у нас не было такого цинизма, чтобы утверждать, что мы не при чем. Москва всегда знала о происходящем. Россия никогда не была просто наблюдателем; она играла активную роль в этих событиях. Не стоит забывать о том, что она использует различные народы против друг друга, а сама остается в тени.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы