Кому и зачем нужно «открытое правительство»?

Практика как на международной, так и на российской арене свидетельствует о том, что традиционная модель управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан», исчерпала себя. В современных условиях иерархические механизмы принятия решений и передачи информации не способны ответить на вызовы стремительного роста и сложности социальных и экономических процессов.

Ведущие страны мира переходят к созданию систем принятия решений, которые обеспечивают горизонтальный поток информации, стирая границы между избранными политиками, бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества. Неэффективность существующих механизмов передачи информации и принятия решений представляет собой одну из главных угроз для развития современной России. Это затрудняет своевременное распознавание проблем и адекватное реагирование на них.

Одним из ответов на эти вызовы должно стать «открытое правительство», которое предполагает создание новых механизмов взаимодействия между гражданским обществом, бизнесом и исполнительной властью. Важно внедрить современные технологии, включая работу с экспертами и краудсорсинг, для вовлечения в обсуждение значительного числа людей с различными точками зрения и интересами.

Следует отметить, что «открытое правительство» – это не новая властная структура, а принципы, на которых должно строиться государственное управление. Это создаст условия для повышения качества принимаемых решений и работы государственного аппарата, формируя новую культуру взаимодействия и поиска компромиссов.

На основе личного опыта общения с российским бизнесом, в том числе на Петербургском экономическом форуме, можно утверждать, что спрос на механизмы «открытого правительства» велик. Множество экспертов и предпринимателей поддерживают идею создания экспертного совета при правительстве для оценки актуальной повестки дня работы кабинета министров.

При запуске механизмов «открытого правительства» в России мы столкнемся с множеством сложностей: закрытость органов власти, игнорирование интересов общества и бизнеса при принятии решений и недостаточная готовность общества к конструктивному взаимодействию с госаппаратом.

Сложившаяся ситуация во многом привела к бюрократичной системе управления, коррупции и недоверию к власти со стороны граждан. Решение этих проблем возможно лишь при условии, что общество и власть начнут следовать принципам открытости и вовлеченности граждан в процесс принятия решений.

Развитые страны уже достигли значительных результатов в этом направлении, где эффект от внедрения таких механизмов измеряется не только в миллиардах сэкономленных долларов, но и в улучшении качества госуслуг, клиентоориентированности и жизнеспособности управленческих решений, принятых совместно с гражданским обществом.

Россия только начинает движение в этом направлении, и темпы изменений значительно превышают международные. Уже разработаны основные принципы, механизмы, дорожные карты и ключевые показатели эффективности «открытого правительства». Внедрение этих подходов происходит на всех уровнях государственного управления.

Среди первых результатов – отмена «мобильного рабства», введение должности омбудсмена по защите прав предпринимателей и возможность граждан участвовать в обсуждении законопроектов в интернете, как это произошло с законопроектом о контроле за расходами чиновников. В будущем планируется, что граждане смогут подавать петиции, которые, собрав 100 000 подписей, будут обязательны к рассмотрению парламентом.

Это только начало, и мы понимаем, что успех «открытого правительства» зависит от постоянных реформ, а не просто от быстрого старта. Создание полной системы «открытое правительство» – это длительный процесс, требующий времени, усилий и воли, чтобы новые правила повлияли на поведение участников и обеспечили результаты совместной работы.

На международном уровне мы видим, что страны, уже внедрившие принципы «открытого правительства», значительно повысили качество государственных услуг, снизили уровень коррупции и сэкономили миллиарды долларов через электронные госуслуги. Во многих из них механизмы «открытого правительства» стали частью государственного управления, способствуя взаимодействию общества, бизнеса и власти.

У нас есть политическая воля для работы на принципах «открытого правительства», его механизмы пользуются спросом у власти и начинают находить поддержку у граждан. Однако конечная ответственность за реализацию этих планов ложится на министров: открытое правительство – это кооперация власти и ответственных граждан. Но без активного участия общества эти планы не будут реализованы эффективно, что подчеркивает необходимость создания системы гражданского контроля через общественные советы при органах власти.

С уверенностью можно сказать, что задачи, стоящие перед нами, будут решены благодаря энергии и заинтересованности всех участников системы «открытого правительства».

Оцените статью
Ритм Москвы