Шествие 6 мая, в котором приняли участие десятки тысяч человек, народные гулянья и установка лагеря на Чистых прудах, а также организованная писателями «контрольная прогулка», к которой присоединились от 10 до 15 тыс. человек, говорят о том, что протестная активность в России вновь на подъеме. Ответные действия Кремля — пустые улицы при следовании кортежа «избранного президента» на инаугурацию, спортивные успехи В. Путина на льду, погони омоновцев за гуляющими с белыми ленточками и провокации на Чистых прудах свидетельствуют о полной деградации властной вертикали и отсутствии социальной базы у правящего режима.
После ожесточенных столкновений с ОМОНом 6 мая, в которых приняли участие тысячи неподготовленных граждан, у общественности окончательно исчез страх перед спецподразделениями полиции, остающимися последней опорой режима. На их место пришло презрение к «национальному лидеру» и к его «вертикали». При дальнейшем росте протестной активности можно ожидать существенные изменения в высших эшелонах власти, которые, вероятно, закончатся плачевно для «национального лидера». Наиболее вероятные сценарии включают цветную революцию, военный путч или отстранение «национального лидера» его окружением.
Каждый из этих вариантов принесет России избавление от узурпатора, но будет иметь разные последствия для страны и политической элиты.
Цветная революция
К настоящему моменту цветные революции уже произошли в трети бывших советских республик — Грузия (2003 г.), Украина (2004 г.), Киргизия (2005, 2010 гг.) и Молдавия (2009 г.). В остальных республиках СССР, за исключением стран Балтии, авторитарные режимы все еще сохраняются. Обязательным условием для успеха цветной революции является выход на улицы столицы достаточно большого числа граждан. В Грузии, Киргизии и Молдавии переломным моментом стали успешные штурмы зданий органов власти. Все цветные революции на пространстве бывшего СССР связаны с тем, что правоохранительные органы не применяли оружие против протестующих, даже если такие приказы получали.
Неудачная попытка К. Бакиева подавить волнения в 2010 году привела к тому, что он стал изгоем в глазах всего цивилизованного мира. Если на улицы Москвы выйдут несколько сотен тысяч граждан, мирная цветная революция будет неизбежной. Применение силы со стороны режима маловероятно из-за отсутствия широкой поддержки силовых структур. Применение силы приведет к политической эмиграции для членов правящей элиты, и они будут вынуждены тратить свои накопления не на себя, а на умиротворение диктаторов.
Следствием цветной революции станет формирование временного органа власти, который проведет политические реформы и новые выборы. Окружение «национального лидера» предпочтёт покинуть Россию, в то время как судьба бизнес-элиты будет зависеть от политических сил, пришедших к власти после реформ. На волне эйфории в крупных городах наберут голоса либералы, но на всей стране явное преимущество получат левые силы и националисты.
Военный путч
В 2011 году в Тунисе и Египте именно вооруженные силы стали защитниками демократии, прекратив насилие против протестующих и отстранив «национальных лидеров». Несмотря на негативные ассоциации с российской армией, большинство офицеров, принявших присягу, искренне хотят защитить свою Родину. Если армия вмешается в нынешнюю ситуацию, это может стать логичным шагом и получить поддержку населения даже больше, чем цветная революция.
Большая часть граждан, родившихся в СССР, воспринимает распад Союза и последующие потрясения как личную трагедию и винят в этом политиков из 90-х, среди которых есть либеральные лидеры протестного движения. Даже среди поддерживающих Путина у многих возникают критические замечания к его деятельности и к «Единой России». Недавние изменения в массовом сознании показывают, что высказываемые оппозицией тезисы не вызывают неприятия.
Однако многие граждане задаются вопросом: «Если не Путин, то кто?». И выбирая между «национальным лидером» и оппозиционными фигурами, запуганные СМИ, даже при честных выборах, скорее всего, предпочтут Путина. Но если к власти придут военные, и их возглавит неповрежденный коррупционными скандалами переходный совет, это может получить широкую общественную поддержку.